Светлана Фролова: «Утро вечера мудренее. Слезами горю не поможешь. Глаза боятся, а руки делают»
Фролова Светлана Александровна — обозреватель газеты «Советская Сибирь», больше 25 лет в профессии. Победитель всероссийских конкурсов «Культура слова» в номинации «Лучшее интервью» и «Золотой гонг» в номинации «Лучший материал года о проблемах культуры».
— Каков ваш распорядок дня как журналиста?
— Много лет назад, когда я только начинала работать, поздно ложилась — как правило, после часа ночи, и вставала в полвосьмого утра. Связано это было с тем, что после шести начинаются спектакли, а я пишу еще и о культуре. Да и вообще, есть такой стереотип, что обычно в жизни журналиста ночью происходит самое интересное. Но лет 15 назад стало совершенно ясно, что ночью ничего такого особенного не происходит. Зато у меня постепенно начало резко портиться здоровье от такой жизни. И, проконсультировавшись со специалистами, я полностью изменила свой режим дня — начала ложиться спать преимущественно до десяти часов вечера, вставать в пять утра, почти отказалась от кофе. И теперь всем советую переходить на такой режим работы: утром мозг лучше трудится, лучше генерирует тексты и усваивает информацию. Поэтому обычно пишу я в районе 8-11 часов утра. А перед этим читаю, слушаю интересные мне подкасты, или новые сериалы в интернете, хожу пешком несколько остановок до метро или занимаюсь на эллипсоиде. Вечером же, если не работаю — встречаюсь с друзьями, общаюсь с семьей, смотрю кино и копаюсь в Интернете.
— За что вы любите свою работу?
— В детстве я думала, что, когда выросту, стану ученым, и буду изучать вымерших и редких животных. Но потом СССР, как вы знаете, развалили, и нужно было резко найти прагматичную и «реальную» профессию. По моему мнению, учителя были нужны всегда. И я отправилась в педагогический институт — на филфак, потому что способности по русскому языку и литературе у меня были подходящие для свободного поступления и бесплатного обучения. И, честно говоря, вовсе не думала, что меня выведет на журналистику. Полагала, что я, скорее, учитель — в газету «Молодость Сибири» я попала за компанию со своей одногруппницей: мы искали подработку, выбирали между уборщицами (не прошли по графику из-за утренних лекций и вечерней библиотеки), и внештатниками в газете. В итоге попали в газету.
Работу я свою люблю за возможность получать информацию без посредников, из первых рук. И за то, что есть возможность увидеть жизнь в самых разных ее проявлениях, с разных сторон — во всей ее неоднозначности, иногда даже парадоксальности. И главное, самому найти ответы на интересующие тебя вопросы, ко всему подобрать ключи — журналист, это ведь, в сущности, почти Шерлок Холмс.
— В чем ваша мотивация?
— В Советском Союзе у детей был такой очень популярный тележурнал «Хочу все знать». До сих пор помню из него заставку: «Орешек знанья тверд, но все же, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет тележурнал «Хочу все знать»». Вот такая же у меня и мотивация.
— Как изменился образ профессии за последние 10-15 лет? Что утратилось? Что появилось нового?
— Думаю, профессия в последнее десятилетие стремительно теряет свою аналитическую составляющую и переходит в разряд «декоративной». В последнее время вижу много текстов, которые не несут почти никакой информационной нагрузки, представляя собой в лучшем случае такой пиар-продукт или вообще фейковую «обманку» — такого добра много среди интернет-контента. Особенно это касается, как ни странно, жанра интервью. Журналист перестает быть эрудитом, да и просто начитанным человеком, и становится обычным оформителем, упаковщиком, в тележурналистке — просто «лицом» материала. Иногда к тому же совершенно безграмотным и тиражирующим откровенное вранье. Это грустно.
— Что значит уважать свою аудиторию? Как это проявляется в работе?
— Уважать аудиторию — это значит сообщать ей то, что кажется важным и для вас тоже, ценить время человека, который тратит его на чтение вашего материала. Ну и конечно, быть грамотным и уметь связно излагать мысли.
— С какими профессиональными деструкциями вы сталкивались?
— Из-за сегодняшней повальной оптимизации многие журналисты годам к сорока просто морально и физически устают. Знаю многих бывших коллег, которые ушли либо в смежные профессии (в пресс-секретари, пиарщики, фотографы, например), либо и вовсе в продавцы, и даже курьеры. Впрочем, как говорится, хорошо там, где нас нет. А работать везде тяжело. С возрастом многие из нас становятся более рациональными, циничными, избирательными в подборе друзей или склонными к театральщине в общении. Некоторые уходят в алкоголизм, наркоманию. В общем, здоровье и психику нужно беречь смолоду: следить, в том числе, и за собой тоже.
— Что вам не нравится в профессии?
— То, что постепенно журналист превращается в специалиста по рекламе и созданию некоего, в сущности, совершенно бесполезного, а иногда и вредного, но чудовищно кликабельного при этом «контента» (если работает в Интернете).
— Как вы считаете, насколько важно начинающим журналистам иметь перед глазами пример уже состоявшего в этой профессии человека? Разведите понятия опоры на чужой опыт и просто подражания кумиру.
— Думаю, начинающему журналисту в первую очередь нужно иметь перед глазами как можно больше книг, читать как можно больше хорошей литературы. У меня не было никаких кумиров среди журналистов. Хотя, в некотором смысле, обозревателями можно назвать, например, и Антона Чехова, и Джеральда Даррелла, и конечно Марка Твена. Не нужно подражать никому, будьте наблюдательны, ищите свой стиль, свой взгляд. Свою тему — то, что интересно именно вам. Углубляйтесь в нее. Тогда у вас обязательно будет свой читатель, и вас никогда ни с кем не перепутают.
— Режиссер Михаил Угаров подчеркивал, что важное (если не главное) умение драматурга — свидетельствовать реальность. Насколько применимо это выражение к профессии журналиста?
— Думаю, драматург все же не свидетель, он художник-оформитель и интерпретатор реальности. Любой свидетель, то есть зритель в широком смысле, если, конечно, интеллект у него не искусственный, всегда пропускает увиденное через свое «я», через собственную личность. Журналист же способен не просто пропустить и нагрузить увиденное своей личностной составляющей, но и проанализировать увиденное, найти внутренние и очевидные связи, сделать полезные выводы — причем, полезные не только себе, но и другим. Думаю, вот к этому и нужно стремиться в нашей профессии. А не развивать умение жонглировать словами.
— Три ваших главных принципа в работе.
— Утро вечера мудренее. Слезами горю не поможешь. Глаза боятся, а руки делают.
Беседовала Екатерина Бабич