Валерия Шампурова: «Журналистика — это люди…»
Валерия Александровна Шампурова – о первом опыте работы в редакции, современной журналистике и об околожурналистских профессиях.
– Расскажи, почему решила пойти именно в журналистику? Чем тебя привлекала эта профессия?
– Почему я решила пойти именно в журналистику? В начале я наивно полагала, что раз мне нравится писать, значит я буду журналистом. У меня все было очень просто. В целом, меня интересовала профессия, мне нравилось общаться с людьми, мне нравилось узнавать их истории, писать их истории. Потом я поняла, что журналистика – это не только про то, чтобы писать про людей. Когда я поступала в вуз, у меня было очень романтизированное представление о профессии. Я думала, что журналистика – это писать про походы в театр, брать интервью у интересных людей и так далее. Когда я начала работать, я поняла, что всё устроено немного иначе.
– Был ли человек, чьи журналистские работы вдохновили тебя в начале пути? Есть ли у тебя кумир?
– Человека, вдохновившего меня, не было, потому что я много за кем наблюдала и продолжаю наблюдать, читаю разные издания. Если говорить про какое-то конкретное издание, то мне больше всего нравится «Батенька, да вы трансформер». У них интересная концепция. Издание, к сожалению, закрылось и стало другим проектом.
– Помнишь ли ты свой первый опыт в журналистике?
– На самом деле, мой самый первый опыт в журналистике был больше учебным, чем настоящим. Я написала материал для паблика. Еще к первому студенческому опыту можно отнести учебные СМИ. Мы ребятами первого курса создали собственную настоящую редакцию. Моя роль в этой редакции была дизайнерская. Но все же, работа, которою я люблю, работа, которой горжусь – это интервью с работниками службы МЧС. Это было очень классно, это было очень неожиданно, потому что мы с ними поехали на настоящий рабочий выезд. Я задавала много вопросов, я смотрела на профессию изнутри. Этот опыт мне больше всего и запомнился. Я впервые написала именно о том, что мне интересно.
– Ты работаешь штатным сотрудником редакции относительно недавно. Можешь рассказать о своем первом рабочем дне и о своих ощущениях, когда ты впервые оказалась в редакции?
– В свой первый рабочий день я очень боялась и переживала, потому что до этого я напрямую работала только с редактором, а тут пришлось общаться со своими коллегами «новостниками». На тот момент журналистикой я не занималась около четырех лет, наверное, поэтому у меня было такое внутреннее ощущение, что я ещё ребёнок, я ничего не умею, ничего не знаю. Потом я поняла, что люди, с которыми я работаю, понимающие, адекватные и хорошие. Я спокойно отсидела своё положенное время с 9 до 6, опубликовала все новости, которые нужно было опубликовать.
– На самом деле, это очень круто, что ты поделилась таким опытом, потому что для студентов, которые вот-вот пойдут на свою первую практику, очень важно хоть немного услышать о том, что происходит в настоящей редакции от лица почти такого же человека, как они. Кстати, о работниках СМИ. Как ты думаешь, какими качествами должен обладать настоящий журналист?
– Какими качествами должен обладать настоящий журналист? Тут, на самом деле, сложно. Понятное дело, он должен быть объективным, он должен быть честным, но ещё, мне кажется, он должен быть коммуникабельным, потому что коммуникабельность очень сильно решает в профессии. Даже если ты работаешь дистанционно, как сейчас я, в любом случае, иногда нужно совершать звонки, чтобы подтвердить какую-то новость. То есть, нужно хотеть общаться с людьми. Без этого будет очень сложно в профессии.
– Журналистика — это та профессия, которая предполагает большое количество нюансов, без которых ее функционирование было бы невозможно. У тебя, как у работника СМИ, есть какие-либо профессиональные принципы, которые ты не нарушишь ни при каких обстоятельствах?
– У меня есть свои внутренние принципы. Я не люблю писать про криминал, про смерть, не люблю разговаривать с жертвами происшествий, с семьями погибших. Я не сильно люблю именно социальную журналистику, потому что для меня она тяжеловата в моральном плане. Это больше не принцип, а моя личная граница, через которую я не хочу переступать.
– Если говорить про журналистику в целом, то на данный момент, она (в своем классическом понимании) отходит на второй план. По твоему мнению, изменилась ли профессия?
– Профессия сильно изменилась. Сейчас почти все СМИ переходят в интернет. Даже если проанализировать большое количество опросов про телевидение, то станет ясно, что телевизор уже мало кто смотрит. Мне кажется, это очень хорошее изменение, потому что такой переход делает ориентирование в новостном потоке более удобным. Ты можешь быстро найти информацию, также большим плюсом является обратная связь в редакцию от ее читателей. У нас есть рабочая почта, куда поступает много запросов от людей. Поэтому мне очень нравится переход в интернет-формат в журналистике. Сейчас открывается много пабликов, появляются сайты. Гораздо проще, когда у тебя несколько изданий находится в какой-то одной социальной сети, и ты можешь следить за всеми сразу.
– В условиях современной модернизации и развития технологий набирает обороты такое явление, как околожурналистские профессии, например: смм-менеджер. Как ты относиться к такого рода «нововведениям»? Работаешь ли сама в околожурналистике?
– Я сейчас работаю «сммщиком». Им я работаю даже побольше, чем журналистом, уже два или три года. Я к такому виду деятельности отношусь абсолютно позитивно. Это очень круто, когда человек, имеющий журналистское образование, может пробовать себя в других сферах. Его способности, приобретенные во время учебы, дают ему преимущества, которых не имеют люди, пришедшие в тот же смм после курсов. Если брать настоящую, серьёзную журналистику, то для меня смм был идеальным вариантом, так как мне нравится журналистика, но я устаю от одной и той же деятельности. То есть мне нужна какая-то смена локаций, смена профиля. Именно поэтому я и дальше буду пробовать себя в других около журналистских сферах, переходить по смежным категориям профессии.
– Есть такое мнение, что из-за появления большого количества подобных сфер, профессиональное образования на факультетах журналистики теряет свою ценность. Ты, как представитель СМИ, а также представитель молодого и прогрессивного поколения, считаешь необходимым профессиональное образование или в эту профессию может прийти любой желающий?
– Я считаю, что профессиональное образование необходимо для тех, кто хочет стать хорошим специалистом. Да, есть люди, которые без журналистского образования классно смогли развить свои навыки, но это немного не то. Я придерживаюсь того, что у работников СМИ изначально должна быть какая-то хорошая база в журналистике. Различные курсы, какие-то дистанционные прохождения учёбы – этого недостаточно. Лучше отучиться нормально четыре года и дальше спокойно входить в профессию со всеми нужными знаниями. Многое, конечно, зависит от педагогов. Есть современные и классные преподаватели, после которых ты будешь современным и классным специалистом. После выпуска ты уже будешь знать все «фишки», которые помогут остаться на плаву в условиях современности.
– Говоря о современных «фишках», есть ли у тебя собственная методика или «ритуал» написания хорошего материала?
– Собственного ритуала у меня нет. Наверное, для меня хороший материал определяется тогда, когда я хочу его перечитать. А вот собственная методика у меня есть. Поскольку я работаю из дома, я спокойно включаю себе музыку и пишу под нее. Я не могу сидеть в тишине, особенно в домашних условиях. Там очень сложно сделать рабочую атмосферу, поэтому приходится подключать музыку, чтобы дополнительно расслабиться и настроиться на работу.
– Я посмотрела твои публикации. В основном их тематика — это власть. Есть ли еще сферы, которые тебе интересны?
– У нас общественно- политическое издание, поэтому главная тема всех новостей – это власть. Иногда я писала на другие темы, но я плохо их помню. У меня есть свойство, я могу забывать про что я писала, потому что пишу очень много, как и все новостники. Если говорить про темы, которые мне интересны, то я, возможно, хотела бы писать про культуру, а также брать интервью у актёров или у таких же журналистов.
– Работа работой, но отдых тоже очень важная часть в профессии журналиста. Когда ты находишься на отдыхе, сложно ли абстрагироваться от внешнего мира и просто отдохнуть, не пытаясь услышать и запомнить все, что может стать инфоповодом?
– На самом деле, на отдыхе я начала отключаться от работы. Я могу выключить интернет, выключить звук, не отвечать на звонки, в общем сделать свою личную зону отдыха без социальных сетей. Периодически могу устроить себе чистку пабликов вконтакте, чистку новостных каналов, чтобы не перегружаться информацией из вне. Когда я отдыхаю, я не стараюсь запоминать какие – либо инфоповоды. Если на следующий день или через день даже я выхожу писать новости, то этот инфоповод уже не будет инфоповодом, он будет «несвежим».
– И последний, заключительный вопрос: что для тебя журналистика?
– Конечно, журналистика для меня – это профессия, но также это интересная деятельность и возможность найти новые контакты, которые помогут тебе реализоваться. В первую очередь, журналистика – это люди, люди, которые ее делают, которые ее окружают.
Беседовала Софья Подчернина