Виталий Андреев: «Не нужно считать себя суперпрофессионалом, постоянно нужно совершенствоваться»

Виталий Андреев – через год после выпуска из школы познакомился с видеокамерой и с тех пор с ней не расстаётся. Сейчас работает шеф-редактором «НВК-Саха» на телеканале «Якутия-24».

— Первый вопрос стандартный. Расскажите, как пришли в профессию, чем занимаетесь?

— В 1991 году я закончил школу, отработал в другом месте. В 92-ом меня друг позвал работать оператором на телевидении. В те времена ещё камеры не были в доступности, очень редко у кого они были. То есть это предложение тогда прозвучало… очень интересно, так скажем. Я бросил свою работу – ну, там другая, по строительной специальности была – и пошёл на телевидение.

— У вас до этого был какой-никакой опыт работы с камерой?

— Вообще никакого опыта не было. Камеры были дорогостоящие, даже такие вот бытовые камеры, не говоря уже о профессиональных. Я начинал работать полностью на бытовом оборудовании. В 1992 году телестудия была – она тогда называлась Ленская студия телевидения, ЛСТ – полностью на бытовом оборудовании. Видеомагнитофоны, всё было аналоговое, о цифре мы даже не знали тогда. На бытовых видеомагнитофонах монтировали, на бытовых видеокамерах снимали. С этого у меня всё начиналось.

Значит, проработал я три года, потом поменял род деятельности – это было связано с финансами, в те времена все коммерцией занимались – я ушёл тоже в торговлю, но всё равно это было немного связано: продавал телевизоры, видеокамеры и так далее. Проработал три года. В 2000-ом году, в январе, меня пригласили обратно на телевидение оператором, и я с удовольствием согласился. Тогда более-менее профессиональное оборудование уже было.

— Вы только отснимали видеоматериал или занимались чем-то ещё?

— Здесь нужно отдать благодарность нашему руководителю: он старался сделать нас универсальными специалистами, то есть чтобы мы умели и снимать, и монтировать, и иногда даже помогать журналистам тексты писать. Вот за это я действительно ему благодарен.

— Хорошо, вы вернулись на телевидение, как всё складывалось дальше?

— Проработав ещё пару лет, меня отправили – в Москве есть такой институт повышения квалификации работников радио и телевидения – меня отправили туда на курсы. Там я получил опыт работы на центральных телеканалах, на НТВ, например, познакомился с многими известными людьми, пообщался.

— А чем вы там занимались?

— Это была учёба, а практику мы проходили на канале НТВ. Ну, да, можно сказать, что практику: нам давали возможность постоять за камерой, так как я там учился как оператор только. И на выпуске была задача снять какой-то сюжет, но я пошёл не по самому лёгкому пути: одновременно с нами выпускались ещё актёры, и мы с девушкой-актрисой сняли короткометражный художественный фильм.

Потом вернулся. На ТРК «Алмазный край» проработал 17 лет. Такие самые запоминающиеся съёмки для меня были, конечно, съёмки наводнения 2001-го года. Это в памяти на всю жизнь у меня останется. Два раза тогда приезжал президент России, Владимир Путин. Тогда Шойгу был ещё министром МЧС, тоже сюда приезжал, я с ним лично общался даже. То есть, несмотря на такие трагические события для города, для меня это была очень интересная работа. И с людьми общался, и на лодки садился, по всему городу, по воде. Вот там, где, например, парк сейчас находится, где люди пешком ходят, я там на лодке мимо деревьев проплывал. Знаки дорожные и те были ниже лодки: такой уровень воды был.

— А как вы понимаете, что именно это нужно отснять, вот это люди обязательно должны увидеть?

— Не знаю. Мне кажется, это как-то интуитивно, инстинктивно, что ли. Наверное, это как-то уже внутренне чувствуется. Вообще, телевидение это работа коллективная. То есть оператор и журналист должны быть в тесном союзе. Когда мы на съёмку выезжаем, я всегда спрашиваю, куда мы едем и что снимать будем. Саму задачу больше ставит журналист, как он видит. А я уже операторским взглядом на это смотрю. Опять же смотря какой сюжет: позитивный, негативный и как его надо преподать.

— Расскажите немного об особенностях журналистики в маленьком городе, как это выглядит?

— В маленьком городе, провинциальном, так скажем, новости сильно интересные не так часто случаются. Приходится иногда высасывать из пальца, то есть сам же должен найти, придумать.

— Это такая журналистика ради журналистики, чтобы она была?

— Ну, нет, не всегда. В маленьком городе всё равно и люди звонят, иногда бабушки, например: «Вот, у меня потолок потёк!». Даже ещё к властям не обращались, часто звонят с такими вот бытовыми, небольшими проблемами. Опять же, то потолок потёк, то в доме на «Северном» в канализации запах. Из этого мы и делаем в маленьком городе новости. Бывает, приедешь, а там и снимать-то нечего. Но, всё равно, потом с большой благодарностью люди к тебе относятся. Часто эти вопросы после того, как они в эфире прошли, решаются.

— А вот бывают же какие-то форсмажорные ситуации, например, камера села, как в таком случае быть?

— Ну, как говорится, «и на старуху бывает проруха». Конечно, по правилам перед съёмкой всегда надо проверять, форматировать карты памяти. Но не всегда это получается. Да, иногда случаются всякие казусы. Допустим, такое бывало у меня: приезжаешь на съёмку, карта памяти уже почти что полная, начинаешь снимать, а места не хватает. А до этого или не успел или просто забыл сбросить всё. И вот не знаешь, что делать: или удалить старую съёмку, или экономить место на карте. Вот такие вот мелочи бываю, да. Иногда.

— Как вы считаете, в вашей профессии больше творческих моментов или всё-таки ремесленных?

— Я больше оператор новостной, событийный. Но всё равно считаю, что к каждой съёмке нужно подходить с творчеством. Есть специальные операторские приёмы – перефокусировка, допустим – то есть приёмы, чтобы зрителю было интересно смотреть. Не просто камеру на штатив поставил, поймал человека и снял.

— Что вам больше всего нравится в профессии, от чего получаете удовольствие?

— Не то чтобы удовольствие… Как дни проходят: первая съёмка, допустим, в детском приюте, и чуть ли не слеза на глазах, а буквально через час ты можешь снимать свадьбу или победу спортсмена, за которого болеешь. То есть в течение дня переживаешь несколько событий вместе с героями, которых снимаешь. Вот это, наверное, мне и нравится. Через объектив это всё немножко по-другому выглядит, ты видишь по-другому. Расскажу пример: как-то снимал операцию в операционной в больнице. Журналисту аж поплохело, он там сел на корточки на пол и не мог смотреть. А ты всё равно через объектив легче воспринимаешь.

— А что, наоборот, не нравится?

— Ну, это часть моей работы, больше трудность, наверное – разговорить человека. Всякие же люди бывают: некоторые или замкнутые, или стесняются. Сейчас-то я работаю не только как оператор, сейчас я уже стал руководителем филиала телестудии. В то же время я и снимаю, и тексты пишу, как режиссёр. Стараюсь помогать своему журналисту, когда я за камерой стою. Иногда бывает сложновато разговорить человека, чтобы он разоткровенничался. С другой стороны, бывает обратная ситуация, когда люди полностью душу открывают.

— Хороший оператор – он какой?

— Если оператор считает, что он всему уже научился, то можно крест ставить на таком операторе. Постоянно нужно учиться. Мы учимся на центральных каналах, смотрим, как это всё снимается, или как там уже глаз подсказывает. Останавливаться на достигнутом нельзя. Не нужно считать себя суперпрофессионалом, постоянно нужно совершенствоваться.

Беседовала Мария Постнова