Виталий Полищук: «Иногда не хватает признания, ощущение, что люди не замечают, что где-то повлияли мы или наши подписчики, и это немного обидно»

Виталий Полищук — администратор и создатель сообществ АСТ-54 в социальных сетях. АСТ-54 первоочередно позиционирует себя как сообщество, освещающее дорожную жизнь Новосибирска. Еще там можно найти все местные новости или интересные случаи в других городах, странах. Сообщество поддерживает связь со своей аудиторией и прислушивается к просьбам и жалобам граждан касаемо городских проблем, пытаясь им помочь. Задача сообщества — показывать «жизнь» Новосибирска такой, какой она есть, и стараться делать ее лучше. Мы поговорили с Виталием о том, как у него получилось создать самое известное местное сообщество в Новосибирске.

— В интернете вас называют блогером и бизнесменом. Можете назвать себя журналистом, ведь работаете в новостном сообществе и как сами себя ощущаете?

— На самом деле я думал об этом, что я какой-никакой бизнесмен, но только в этом интервью, спустя более десять лет, кто-то обратился ко мне как к бизнесмену. Это так и есть — это бизнес в сфере медиа. Я и блогер, и в какой-то степени журналист и, безусловно, бизнесмен. Полностью назвать себя журналистом, наверное, не могу, потому что у меня нет тех самых «корочек» из Союза журналистов, но времена меняются и многие блогеры могут делать и контент, и расследование, и что угодно лучше многих журналистов даже с образованием. Вообще у нас сейчас в этой сфере большая беда на мой взгляд. Я, скорее, репортер/ стрингер. Какого-то большого расследования я ни одного не сделал. Мы [с командой] снимали какие-то ролики, но прям журналистской работой я бы это не назвал. Я могу до сих пор выехать на место происшествия, пообщаться с участниками, с органами, пофотографировать, сделать видео, смонтировать, обработать, то есть подготовить материал с нуля. Это касается всех площадок, где мы представлены. Я могу сделать материал Вконтакте, и на YouTube, и в телеграм, и в инстаграм*. Это то, что делает моя команда и я тоже, считаю, должен уметь это делать сам.

— Откуда появилась идея создания АСТ-54? С чего начинали в ведении сообщества?

— У моего отца есть бизнес, так и называется АСТ-54. Это служба эвакуации и я, еще, будучи студентом, заметил, что она работает на большом количестве нестандартных ДТП. Я тогда еще сидел на форуме Дром.ру и заметил, что там тема с авариями самая популярная и, соответственно, две этих составляющих у меня в голове сложились: людям интересно, что происходит на дорогах, мало качественного материала с дорог, и служба моего отца занимается ликвидацией последствий ДТП. Я стал выезжать с эвакуаторами на происшествия, фотографировал последствия, узнавал, что произошло и делился этим, заодно создал свою группу, и ссылки на нее размещал на форуме, отмечал на фотографиях.

— А как генерируется контент?

— Изначально на все происшествия я выезжал сам, узнавал информацию со службы эвакуации. Потом, когда создал группу Вконтакте, люди стали сообщать что где происходит, продолжал по этой информации также выезжать. Потом подписчики начали присылать информацию сами. Тогда еще был не такой быстрый мобильный интернет, смартфоны с хорошими камерами были не так распространены, помню даже ездил с мобильным роутером, чтобы иметь возможность отправить в интернет то, что я только что снял. Потом телефон в кармане у каждого и пропала необходимость мне куда-то выезжать, ехать на место по полчаса, если люди могут сами оказаться там первыми и прислать всю информацию.

— Как проявляется активность пользователей, и как вы оцениваете что им понравилось? И как поменялась динамика за годы существования сообщества?

— Это не только лайки, но и просмотры: огромное количество просмотров говорит о том, что люди делились этой записью, рассказывали о ней другим. Есть отличная кнопка «репост» — это, я считаю, главный показатель. Когда человеку хочется чем-то поделиться — это и есть показатель важности и интересности поста. Что касается динамики: [паблик] Вконтакте у нас как рос, так и растет — самое больше сообщество в Новосибирске, посты набирают до 250 тысяч просмотров. На Инстаграм*, конечно, повлияла блокировка, у нас там каждую историю смотрели 60 тысяч человек и это не просмотры, а именно охваты, после блокировки стало около 35 тысяч. Ну, и Телеграм, я так люблю говорить прет, там отличная динамика и просмотров, и репостов, и подписчиков, там все идет вверх.

— Как развивалось сообщество, как появились первые люди в команде?

— Изначально я все делал сам, потом просто перестал успевать. В один момент от переработки даже перенес пневмонию, потому что с температурой поехал ночью на очередное ДТП. Понял, что нужно что-то менять и начал расширять команду. Тогда еще была только Вконтакте площадка. Пригласил знакомых помочь, устроил на работу. Потом еще один админ появился, а я сам продажей рекламы занимался. Потом у нас появился Инстаграм*, я тоже все вел сам, когда уже был готов передать свои знания и навыки, начал дальше расширять команду.

Испытывали профессиональное выгорание? Если да, то, как это проходило?

— Для меня это вообще больная тема, потому что я привык работать без выходных и, разумеется, это негативно сказывается [на психологическом состоянии, здоровье]. Когда набираешь задач больше, чем можешь переварить, но, поскольку, ответственность не дает никого подвести, спишь по 3 часа, но все равно делаешь. Иногда, конечно, хочется плакать. Вот год назад открыл для себя новое направление — видеопроизводство. Мы [с командой] снимали сюжеты, и все это накладывалось на основную деятельность. Это очень тяжело и вот я, наверное, в тот момент то самое выгорание и испытал. Да и в целом 10 лет, уже даже больше, пытаюсь в городе что-то поменять: общественная деятельность, борьба с обочичниками [прим. Водители, которые пользуются частью дороги, не предназначенной для движения автомобиля в личных целях] и с тем, что люди мусорят, из окон машин кидают бычки, ведут себя по-хамски. Всегда эти ситуации снимал, публиковал и, как мне кажется, ситуация в городе не меняется, и последователей у меня много не становится. Это тоже влияет. В последнее время решил даже с этим под завязать, потому что уже морально тяжело такие вещи делать, не видя результата.

— Как относитесь к цензуре?

— Не очень хорошо, считаю, что все должно показываться как есть. Конечно, стоит ограждать детей от определенных материалов, чтобы не наносить им психологические травмы, и людей, которые могут быть чувствительны к подобным материалам. Тут вопрос к площадкам, какие есть инструменты. Например, в Телеграмме есть спойлеры — размытое изображение, которое можно посмотреть, если на него нажать. Мы подписываем, если это 18+ и в описании площадок пишем, что не вся информация у нас может быть предназначена для детей. Но, повторюсь, я считаю, что все должно показываться, как оно есть: это касается и пропаганды безопасности дорожного движения. Мне кажется, фотографии раскуроченной машины лихача или даже изображение погибшего, который лихачил, работают лучше, чем сотни цветастых баннеров о том, что дорогу надо переходить правильно.

— Оправдались ли ваши ожидания от деятельности, которой вы занимаетесь?

— В какой-то степени да, в какой-то нет. В целом, материально чувствую себя уверенно, дела у компании делаются, видно, что мы уже достаточно давно начали влиять на некоторые процессы, которые происходят в положительном ключе, но, иногда не хватает признания, ощущение, что люди не замечают, что где-то повлияли мы или наши подписчики, и это немного обидно. Бывает, получаем правительственные премии, грамоты за проекты вручают.

*запрещен в РФ

Беседовала Ангелина Жилина