22 июля 2019

Архаичная «Мисс Красота»

Оксфордский словарь определяет слово «красивый» однозначно — «обладающий качествами, которые дают визуальное удовольствие или удовлетворение». Звучит просто, но это определение не говорит нам, что такое физическая красота на самом деле. Люди на протяжении всей истории калечат и истязают себя в поисках нужного обществу визуального идеала. Конкурсы красоты не новое явление, но современное общество активно пересматривает подход к красоте и расширяет рамки визуального восприятия.

««Синдром Твигги»

Если бы вы родились женщиной в Древнем Китае, скорее всего, ваши ступни были бы сломаны, а затем четко зафиксированы, чтобы приобрести форму изысканного лотоса. Фиксация ноги была обычаем, практикой у молодых женщин в Китае, начиная с 10-го века. Осмыслили и отказались от травмирующей красоты только в середине 20 века.

Во время елизаветинской эпохи женщины высшего общества покрывали свою кожу свинцовым макияжем, часто это выливалось в периферическую невропатию, подагру, анемию, хроническую почечную недостаточность и обезображивающие рубцы.

Тенденции красоты приходят и уходят. Возьмите Твигги. Миллионы девушек по всему миру худели до изнеможения, все пытались быть похожи на модель Лесли Хорнби, которая отличалась чрезмерной худобой. Психологи придумали даже специальный термин «синдром Твигги».

Она стала настоящей визитной карточкой десятилетия, её фигура хорошо продавалась. Общество, наконец, нахмурилось, что-то осознало, но на головы свалились 90-е, «героиновый шик», худое тело и истощенный взгляд стали популярным снова.

ДДревние Греки, гностики и капитализм

Авторка и культурологиня Кэти Карут в своей книге “Trauma: explorations in memory” считает, что религия играла ключевую роль в определении тенденций красоты на протяжении всей истории. Древние греки и римляне смешивали религию и образ тела с сексом. «Секс был на первом плане культуры и религии, и у их богов и богинь были красивые тела», — говорит Карут. В эти времена фокус красоты был больше у мужчин, чем у женщин, поскольку женщин редко поощряли говорить. «Люди должны были иметь мускулы и быть сильными, как и их боги. Идеальная форма женщин была тяжелее сегодняшнего типа. Это был очень естественный стандарт, с широкими бедрами, животом и относительно маленькими грудями по сравнению с современными образами».Конкурсы красоты — это религия выбора в наши дни

После греков последовало религиозное движение, называемое гностиками, которые учили ненависти к телу. Греческие и римские ритуалы поклонения и их сосредоточение на теле считались греховными, и поэтому они считали, что всё физическое было злым, а красота — грехом.

Кажется, что конкурсы красоты — это религия выбора в наши дни. То, что люди видят на таблоидах или на большом экране, с новым носом Эшли Симпсон на худом теле Николь Ричи, неоспоримо влияет на их восприятие своего тела. Не стоит забывать, что конкурсы красоты — это огромный бизнес, который зарабатывает на человеческих комплексах и страданиях. Продавая нереальные стандарты красоты и возводя их в рамки нормы, они пытаются изменить и перешить человека, сказать о том, что если нос с горбинкой или бедра больше 90 см, то тебе нужно что-то срочно менять в жизни, иначе никак. Таким образом, вы можете смотреть в зеркало, видеть линии, веснушки, родинки, прыщи, складки и чувствовать грусть и вину за то, что они не совершенны в понимании массовой культуры.

ФФеминизм, протесты и глобальная справедливость

Знаменитый протест мисс Америка 1968 года привлёк внимание всей страны к освобождению женщин. Активистки на променаде Атлантик-Сити выступали против ограничений, объективизации и сексуализации, независимо от желания женщины. Во главе с нью-йоркскими радикальными демонстрантками они выдвинули десять пунктов протеста. Конкурс судил женщин по невозможным стандартам красоты. Протестующие назвали стандарты «смехотворными». Протестующие выступали против двойных стандартов, например, мужчины требовали, чтобы женщины были невинными и красивыми, а также удовлетворяли мужскую похоть.

У феминисток были также политические разногласия с конкурсом. Они считали конкурс расистским, потому что в нём никогда не участвовали афроамериканки. Протестующие «Мисс Америка» критиковали конкурс красоты за отражения акцента патриархального общества и потребительства на физической красоте. Репрессивные конкурсы красоты олицетворяли повседневную роль, которую все женщины были вынуждены играть. Женщина оценивалась по её красоте как физический экземпляр, животное, показанное на уездной ярмарке.

««Тюрьма» собственного тела

В России Конкурсы красоты очень популярны. Они проводятся везде, начиная от «Мисс Сибирский Химический Комбинат» и заканчивая «Мисс Очарованием» в Мордовской колонии, на котором одна из участниц Pussy Riot Надежда Толоконникова взбунтовалась против конурса, за что её не выпустили досрочно. Политолог Сергей Медведев считает случай с Толоконниковой отличной метафорой: женщина, заключённая в «тюрьму» собственного тела, находится в «колонии» мужского интереса.

Культуролог Ян Левченко считает, что наследие СССР повлияло на то, как выглядят сегодняшние конкурсы красоты в России. Так как женщина была исключена из публичного дискурса. В конце 80-х конкурсы стали для женщин чем-то вроде поля для репрезентации своей сексуальности и талантов.Женщина, заключённая в «тюрьму» собственного тела, находится в «колонии» мужского интереса

«Девушки, принимавшие участие в таких конкурсах, утверждали своё право быть не только женщиной в оранжевом жилете, которая ворочает рельсы, но и дивой на каблуках. Это движение 90-х годов было ответом на закрепощённость советской жизни, её патриархальность и домострой», — объясняет культуролог Левченко.

УУниверситетский шик

Университеты во многом стали носителями этой традиции. Конкурсы красоты проводят почти во всех заведениях, а в некоторых областях даже не ограничиваются одним вузом, например в Новосибирской области проходил конкурс «Королева Университетов».

Чем больше и престижнее вуз, тем больше мероприятие. Например в НГУ под конкурс отводится дворец молодежи «Юность», а в Высшей школе экономики, в 2014 году победительница «Мисс ВШЭ» получила в награду двухнедельную поездку в Новую Зеландию.

Кстати, а в НИУ ВШЭ в 2017 году состоялась публичная дискуссия о недопустимости таких конкурсов в Высших учебных заведениях. Инициативная группа студентов написала открытое письмо с обращением к администрации с требованием лишить «Мисс НИУ ВШЭ» статуса студенческой организации и запретить конкурсу использовать бренд и товарный знак Вышки.

Студенты начали активно собирать петиции, 10 апреля совет фонда поддержки студенческих инициатив Вышки решил отозвать регистрацию у конкурса. Организаторам также запретили использовать бренд ВШЭ. Совет сослался на университетские правила, по которым НИУ ВШЭ не обязан поддерживать студенческие инициативы, способные нанести ему репутационный ущерб.И вот то, что появляется — это изображение идеализированной женщины: красивой и в меру умной

Однако, кандидатки и организаторы одинаково подчеркивают, что конкурсы выходят за пределы физической красоты. На конкурсах такого рода всегда есть часть, где конкурсантки демонстрируют свой талант и ум. «Все этапы конкурса направлены не на объективацию девушек, а наоборот на раскрытие их внутреннего мира. Зритель редко их видит без микрофона, у них всегда есть возможность проявить себя, сказать что-то умное, смешное или глубокое. От чего зритель воспринимает их как людей со своими идеями мыслями и мечтами», — говорит Константин Сосновцев, главный организатор Мисс НГУ.

Организаторы не говорят, что определенный уровень красоты необходим, чтобы иметь возможность продемонстрировать свои «мозги», в первую очередь. И вот то, что появляется — это изображение идеализированной женщины: красивой и в меру умной.«Может быть, я не такая красивая, как нужно?»

Кристина Протасова, студентка 2 курса Экономического Факультета НГУ говорит, что подготовка к конкурсу очень серьёзная, у девушек всё расписано по часам, приходится корректировать университетское расписание. «Не сказать, что это сильно мешает учебному процессу, но приходится все делать быстро, готовлюсь к занятиям в любую свободную минуту», — говорит Кристина.

Студентки, которые не прошли кастинг говорят, что никто не сообщал им причину почему они не попали в главный этап конкурса. «Я посчитала, что со мной что-то не так, и было неприятно. Я не скажу, что мне было обидно, но в то же время я начала задаваться вопросам: „Может быть, я не такая красивая, как нужно?“. После объявления результатов никто не сообщил нам, почему мы не подходим, по каким параметрам они нас выбирают», — поделилась Алина Ершова, студентка 2 курса ГИ отделения журналистики, участница кастинга Мисс НГУ 2018.

Прошло время. Феминистские движения, сексуальные революции и изменения мира в сторону небинарных гендерных систем привели к активным дискуссиям о правах женщин, а конкурсы красоты, как мы видим, со всеми их архаичными моделями никуда не исчезли, так и продолжая репрезентировать «традиционные ценности».