2445pпп7> июля 201945pпп7>
Билет в первом ряду
«Золотая Маска» – это то, что никогда не пропустит театральный критик России. Не должны пропустить и вы. Именно этот фестиваль каждый год рассказывает нам об изменениях, которые произошли в театральной жизни страны. В этом году на премию выдвинута постановка балета «Дон Кихот» Театра балета им. Якобсона (Санкт-Петербург). Давайте и мы станем экспертами и рассмотрим этот спектакль не со стороны обывателя, а театрального критика, способного своим острым словом на многое.
Ссылка на трансляцию: https://frontend.vh.yandex.ru/player/564693200355078055
Толковые театральные рецензии, написанные не любителями (они все-таки пишут отзывы), а профессионалами своего дела рассчитаны на людей хоть немного разбирающихся в этом направлении. Обзор полной картины о спектакле – вот, что ценят в таких рецензиях, их нужно и важно читать. Сложнее обстоит дело, если, прочитав рецензию и сходив в театр, осознание происходящего так и не пришло. К сожалению, такое чаще происходит после похода в театр оперы и балета.
Многие люди предпочитают драматические спектакли балетным постановкам или операм. Грубо говоря, «Красный факел» или «Глобус» пользуется большей популярностью среди молодежи. НОВАТ же оставляют на семейные праздники, культурно-просветительские походы и школьные экскурсии в мир классической музыки. Балетные постановки (а речь пойдет именное о балете) действительное сложнее воспринимаются теми, кто привык слушать звуки речи, а не внимать языку тела, а тем более языку танца.
Но балет – это нескучно! Балет – это увлекательно, трогательно, волнительно и вдохновляюще!
Чтобы это увидеть не нужно рождаться ценителем, нужно всего лишь понять основы. Совершенно безвозмездно такой курс – «Основы просмотра балета: как полюбить пуанты» – находится перед вами.
УУрок 1: Пойми смысл
Словарик:
Либретто – словесный текст музыкально-вокального произведения.
Балетное либретто – изложение сюжета балета в программе спектакля. Б.л. помогает зрителю понять происходящее на сцене действие.
Капельмейстер – в 19 веке хоровой или оркестровый дирижер.
Музыку по роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» писали многие композиторы, но говоря о первой постановке балета «Дон Кихот» следует знать имя Людвига Минкуса. Взяв за основу приключения Дон Кихота и его оруженосца Санчо Панса, австрийский композитор вместе с хореографом Мариусом Петипой передали не только сюжет книги, но и показали любовь, колорит и красоту Испании, заправив это юмором и легкостью.Людвиг Минкус Дон Кихот1:02:44
Так как основные герои и действие балета совпадают с одноименным романом, сюжет балета как в музыкальном, так и в хореографическом плане сильно не изменен. Хотя каждая постановка отличается своими деталями, заостряя на чём-то новом внимание зрителей. Первая постановка балета состоялась в 1869 году. Несмотря на то, что в романе фигура странствующего рыцаря Дон Кихота являлась основной, в балетной интерпретации персонаж отходит на второй план. Места главных героев занимают Китри и Базиль, любовная история которых лежит в основе либретто. Людвиг Минкус был опытным капельмейстером и отличным балетным композитором. Его музыка давала простор хореографам поставить не только танцы классического балета, но и стилизовать народные испанские танцы
Один из фаворитов афиши театральной премии «Золотая Маска» – «Дон Кихот» Санкт-Петербургского Театра балета им. Леонида Якобсона. Театр порадовал поклонников авторской постановкой Йохана Кобборга. Экс-премьер сначала Датского, затем Лондонского Королевского балетов, сам игравший Базиля на многих сценах мира, смог понять балет и приспособить его к современным театральным веяниям. Для этого пришлось затронуть каждую составляющую балетной постановки.«Мир меняется и требует нового взгляда на традиционные постановки. Не уверен, что сделал что-то близкое к тексту Сервантеса, я сделал то, что близко мне самому. Следуя книге, можно поставить не один, а десять балетов. Я же взял те эпизоды, которые традиционно используются в спектакле «Дон Кихот», но переработал их»
Йохан Кобборг
Во-первых, некоторые эпизоды были переставлены местами. Но суть повествования от этого не поменялась. Важное нововведение – это изменение наиболее характерных для «Дон Кихота» танцев. Во-вторых, Йохан Кобборг вводит нового героя – самого Сервантеса. Теперь постановка становится рамочной – начинается история с бедного писателя, чье имущество распродается из-за нехватки денег, отсутствие вдохновения дает о себе знать. Но вот небольшая городская стычка увлекает его внимание, и новая история начинает рождаться на глазах зрителей. Сюжет остался тот же – любовная история Китри и Базиля, то есть главные герои остались неприкосновенными, что нельзя сказать, о второстепенных. Красавица Мерседес исчезла в новой постановке. Ее танец освоили три цыганки. Так ли страшно отсутствие данного персонажа в новой постановке? С одной стороны, поклонникам «Дон Кихота» такое «улучшение» может прийтись не по вкусу, но с другой стороны – за последние десятилетия постановка «Дон Кихота» не стала искуснее в плане хореографии, в том числе претерпел изменения и танец Мерседес – увы, не в лучшую сторону. По сути, постановка Йохана Кобборга – это взгляд иностранца с целью улучшить, а не разрушить. Последующая реакция, а именно номинация на «Золотую Маску», является положительной, что значит одно – изменения удались в позитивном ключе. Видимо, ре-постановка балета Алексеем Фадеечевым в 2016 году стала переломным моментом – Йохан Кобборг увидел в ней недочеты и небрежности и решил избавиться от неё, дав балету новую жизнь.
УУрок 2: Почувствуй ритм
Во многих балетах присутствуют танцы и целые сцены, музыка и хореография которых, как говорится, «на слуху». Так, мало кто может представить «Лебединое озеро» без «Танца маленьких лебедей», а «Ромео и Джульетту» без сцены на балконе. Но несмотря на то, что чаще всего постановщик сохраняет традиции своих коллег, которые работали над спектаклем до него, в прорывных постановка, к каким можно отнести «Дон Кихот» в постановке Кобборга, все-таки произошли изменения.
Как уже говорилось ранее, Мерседес сошла со сцены. На ее место заступили три цыганки, которые освоили танец лишь частично – не все элементы танца Мерседес сохранились. Цыганский танец или танец страдающей цыганки постановки Голейзовского также был убран со сцены Кобборгом, но стоит заметить, что постановщик не сохранил музыку Людвига Минкуса в первоначальном варианте – в спектакле цыганский танец, музыку к которому написал советский композитор Валерий Желобинский, танцуют дуэтом Базиль и Китри. Также изменения произошли во втором акте – мельница и кукольное представление остаются в прошлом. В целом, в балете появилась легкость за счет отсутствия строгости и четкой симметрии. Еще хочется заметить, что все-таки, убрав Мерседес, уменьшив численность дриад и корифеек, а также вырезав некоторые эпизоды, автор постановки не упростил ее, а показал свое видение на то, что устарело или за годы неизменного следования традициям изжило себя.
Номинаций у новой постановки семь – и среди них за женскую роль (София Матюшенская в роли Китри) и две мужских роли (Андрей Сорокин – Базиль, Тасман Дэвидс – Гамаш). Действительно, невозможно не отметить то, как удачно солисты исполнили свои партии. «Дон Кихот» – это легкость и уверенность, то, что характеризует испанский танец. Солисты не заставляли сомневаться в том, что все элементы танца будут сделаны чисто и красиво. На таких танцоров смотришь с предвкушением шквала аплодисментов, а не разочарования своих ожиданий. Но всё же было то, что удивило – то ли постановщик хотел сделать акцент на этом, то ли Тасман Дэвидс перемудрил с актерским амплуа. Всю постановку казалось, что Гамаш гомосексуальной ориентации. Возможно, такой поворот событий преднамеренно использован актером в качестве отсылки к современным реалиям.
УУрок 3: Насладись моментом
Атмосферу Испании времен Дон Кихота невозможно полностью передать музыкой и танцем, поэтому обязательным элементом этой постановки были декорации и костюмы. Художник Жером Каплан номинировался дважды – за то и другое. Но стоит отметить, что революции здесь он не совершил, а даже наоборот – использовал классику, чтобы передать колорит балета.«Я опирался на творчество графика Гюстава Доре, написавшего известные иллюстрации к книге Сервантеса. Идея была не в том, чтобы поставить что-то современное, а наоборот, собрать самое лучшее и художественно связать»
Жером Каплан
Декорации лишены гигантских конструкций или немыслимых форм, за их основу взяты гравюры. Каплан сделал декорации удобными и лаконичными, ведь с одной стороны, они должны без ущерба для сценического пространства поместиться в небольшом театре, а с другой, гармонировать с представлением, не отвлекая на себя внимание. Костюмы также не отличились новаторством. Выглядели они удобно и даже в некоторых эпизодах современно – дриады, например, были в белых узорчатых блузах, которые не очень ассоциируются с другим волшебным миром во сне Дон Кихота.
В целом, эксперимент удался, что отметило жюри премии «Золотая Маска», но эта постановка, скорее, лишь разогрев Театра балета им. Якобсона, а это дает нам право с уверенностью утверждать, что мы должны следить за Йоханом Кобборгом и в следующих театральных сезонах.