18 июля 2019

«Блонди»: история и фантазия

Темная сцена с выделенным в центре квадратом. Это бункер полтора на полтора на полтора метра. По краям сцены стоят розовые лошади. Спектакль «Блонди» Первого театра от режиссера Сергея Чехова на сцене второй год. Но постановка продолжает собирать полные залы. Она всё ещё полна жизни и энергии.

Во многом за это можно благодарить актёров театра. Молодые и яркие они идеально вписываются в контекст спектакля.

Они рассказывают историю, которая произошла после Второй мировой войны. У Гитлера была овчарка Блонди, она находилась с ним в бункере. Там Блонди принесла приплод из пяти щенков. Гитлер назвал одного из щенков Вольф. Перед тем, как покончить с собой, фюрер приказал своему лечащему врачу Людвигу Штумпфеггеру умертвить Блонди, дав ей таблетки цианида. Когда в бункер вошли представители советских войск, они обнаружили трупы Блонди и Вольфа, судьба остальных четырёх щенков осталась неизвестной.

«Боже храни Википедию!» — говорит Модератор этой истории.

О дальнейшей судьбе щенков и доктора фантазировали авторы спектакля – Евгений Коняг и Дмитрий Богославский. Четыре молодые девушки, играющие щенков, спрятаны в бункере полтора на полтора на полтора метра, а безумный доктор кормит их цианидом. Авторы дают участникам реплики, словно они из другой эпохи, наполняет их яркими характерами, и сумасшедшими действиями.

Руководит всем на сцене Модератор, роль которого играет Сергей Гуревич. Он говорит, что делают герои и периодически странно танцует. В отличие от остальных Модератор ведет себя отстраненно. Он лишь указывает и постоянно напоминает, что герои находятся в бункере полтора на полтора на полтора метра. Герой показывает эту разницу между свободным миром, где светит солнце и поют птицы, и закрытым бункером. Модератор — это та связь между нормальностью и полным безумием.

Если рассматривать каждого героя по отдельности, то получится шесть странных и пустых личностей, но вместе они рассказывают историю.

Пусть и странную: без сюжета, а с нарезкой мыслей и образов, но историю.

В центре действий четыре щенка: Эрма (Дарья Тропезникова), Илсе (Карина Мулева), Селма (Ксения Шагаевская), Хенрике (Алина Трусевич). Они личности, причем яркие, необычные и развивающиеся. Каждая из девушек в конце спектакля отличается от той, что была в начале. Эти разные личности творят на сцене свой мир, который, словно пластилин, меняется от действия к действию. Он рушится, когда они ругаются, и вновь выстраивается, когда они мирятся.

Эти девушки, запертые в бункере, являются проекцией нашего мира. Они выстраивают отношения, воюют за воду, создают себе религию, устраивают демократию и выборы.

Мир фантазии и воображения создаёт ещё один герой – Людвиг, доктор Гитлера. Он передвигается с помощью коляски. При это его кожа странного зеленоватого оттенка, что говорит о его болезни. Это словно внешнее проявление внутренних страданий и мучений. Доктор делает записи на диктофон. Он борется с фашизмом внутри себя, пытается убить щенков по приказу Гитлера, хотя у него это не получается.

Один раз между делом он выходит на середину сцены, вставая с коляски и читает текст в стиле американских телешоу. «Раньше войны происходили из-за женщин…» — рассуждает доктор. Такая вставка, ничем не оправданная и дальше о неё не упоминается. При этом она идеально вписывается в спектакль. Большинство действий здесь не имеют выводов или последствий. Мысли героев просто существуют в этом пространстве, в этой фантазии и не ведут дальше. Но это и привлекает.

Фото: Валентин Копалов