22 июля 2019

Цирюльник возвращается в Сибирь

В Новосибирском Академическом театре оперы и балета поставили 200-летнию оперу «Севильский цирюльник» итальянского композитора Джоаккино Россини по одноименной пьесе Пьера Бомарше. В день премьеры 27 октября был аншлаг.

Новосибирский вариант поставил Дмитрий Белянушкин, неоднократно сотрудничавший с Большим Театром в Москве. В портфолио режиссёра уже есть такие постановки как «Свадьба Фигаро», «История Кая и Герды», «В ритме сердца», «Каменный гость», «Кармен» и другие. Роли главных героев исполнили: звезда европейской оперной сцены Василиса Бержанская (Розина), Франческо Туппо (Граф Альмавив), Павел Янковский (Фигаро). Дирижер – Дмитрий Юрковский. Опера поставлена под руководством итальянского концертмейстера Анджело Микеле Эррико.  Спектакль длился почти три часа.  Артисты исполняли арии на итальянском языке.

В оригинале действия происходят в XVIII веке, однако, режиссёр Дмитрий Белянушкин перенёс развитие событий на начало XX века. «Единственное, что мы изменили – это время и место действия. Которое, собственно, для России не так важно было. Это могло происходить в Риме, это могло происходить в Испании, в Мадриде – где угодно. Важна сама сущность персонажей. Текст мы не изменяли, он абсолютно такой же, как и написан. Музыку мы тоже не меняли, не дописывали», – отметил режиссёр в интервью телеканалу «Новосибирские новости».

Опера рассказывает историю о плуте Альмавиве, который решает завоевать сердце девушки Розины, находящейся под покровительством богатого доктора медицины Бартоло. Им всячески старается помочь цирюльник Фигаро, который любит хвалиться своей цирюльней.На протяжении всего сюжета Альмавива попадает в различные передряги: то ему не удаётся докричаться до своей возлюбленной, и на него нападают бродяги, то их замечает будущий муж Розины и бросается на Альмавива с кулаками, то главный герой идёт на уловки и перевоплощается в других людей (пьяница, моряк, пианист), чтобы прокрасться к девушке. Или же на героев внезапно нападает горилла, которая была на корабле с моряками. Она бегает и распугивает всех посетителей цирюльни. Опера представляет череду ярких и абсурдных ситуаций.

«Севильский цирюльник» – это также история о любви, непорочной и чистой. Действие, наполненное моралью, в которой говориться о том, что главное — истинные чувства и любовь, а не деньги. Это рассказ о том, что жизнь легка и беззаботна, но нельзя забывать простые человеческие истины.

Отдельно стоит отметить декорации на сцене. Постановщики сконструировали дом-цирюльню с окнами, дверями и балконами. Действия происходили как в доме, так и снаружи. То с веранды злобный Бартоло наблюдает за влюблёнными, то прекрасная Розина зовёт Альмавива. Дом во время спектакля также вращался в зависимости от ситуации. Для лучшей передачи атмосферы тёплой Италии использовался свет, который создавал иллюзию сменяемости времени суток. Особенно удачно передали рассвет и сумерки. Художник по свету Андрей Абрамов сочетал тёплые и холодные цвета, отражающие натурализм действий.

Впечатляющим оказалось пение. Артисты выступали без микрофонов и исполняли сложнейшие партии. После самых высоких нот, зрители хлопали и кричали «Браво». Пожалуй, запоминающейся композицией в опере стоит считать «Largo al factotum della città», которую слышали и до выступления. Она знаменита  ускоренным тактом и протяжностью нот.

Для Франческо Тупо это дебют в России. «Огромное удовольствие работать в таком великолепном театре с такой профессиональной командой артистов и постановщиков. Мне очень понравилось работать с русскими певцами, и я приятно удивлён уровнем владения итальянским языком, и вокальным уровнем, который я уверенно могу назвать топовым», – заверяет актёр в интервью для официального сайта театра.

В ноябре и декабре пройдут повторные постановки оперы, но уже с другим актёрским составом. Роль Фигаро исполнит Мауро Бонфанти, а Графа Альмавива сыграет Алессандро Лучано.