24 декабря 2020

«Думать не научили»

На официальном сайте НГУ нам показывают отзывы людей, которые рады, что учились именно в этом вузе. Однако у всех ли студентов остались только положительные впечатления? И научил ли НГУ думать, как утверждается в лозунге? Наша корреспондент поговорила со студентами, которые столкнулись с трудностями во время учёбы или после получения диплома.

Михаил — ФИТ

НГУ привлек меня тем, что здесь, во-первых, лучшее образование в РФ, а, во-вторых, обучается интеллигенция. Ожидал получить знания, которые мне помогут в жизни, а в итоге получил только полезные знакомства. Я окончил ФМШ и ВКИ, но потратил много лет своей молодости, недоучившись один год.

Мне было неинтересно учиться на шестом курсе. Преподаватели по математическому анализу и ТФКП [Теория функций комплексного переменного. — Прим. ред.] — фанатики-идеалисты, которые не дали мне знаний. Главное, что мне понравилось в университете, — стипендия, два месяца подряд получал по 11 тысяч.

Мне показалось, что в программе было много отвлечённых предметов. Например, история тестирования. Я изучал её, а теперь спрашиваю себя: «Зачем?». Фамилии мне не пригодились. На факультете ИТ  [информационные технологии. — Прим. ред.] учиться было сложно: я многое не понимал, и многое мне не объяснили.

Из НГУ ушёл в 2013 или в 2014 году. Забрал документы, потому что были задолженности по ТФКП и математическому анализу, меня завалили на этих предметах. Нас было десять бюджетников, я третий сверху (получил 115 баллов на начальных экзаменах). В итоге ушёл, потому что не понимал учебную программу. Меня спасло лишь то, что я уже работал в компании «Alawar». Работа мне дала больше опыта, чем то, что я получил в НГУ.

Сергей (имя изменено по его просьбе) — ММФ. Окончил в 2020 году, поступил в магистратуру.

Я выбрал университет, потому что он был рядом, до этого учился в СУНЦ НГУ. От вуза ждал, что будут преподаватели, которые могут заинтересовать. Думал, что знания будут иметь большое прикладное значение. Сначала было любопытно, потому что много нового, потом всё начало сводиться к простой мысли: «Вот есть эта теорема или формула, и что дальше?». Сейчас я окончил ММФ и кроме математики ничего не знаю. Математика важна, но сейчас я понимаю, что это не то, чем я хочу продолжать заниматься.

Трудности были связаны с объемом материала. Учиться было скучно, преподаватели почти все пожилые и рассказывают неинтересно. Они преподносят информацию без намерения заинтересовать. Некоторым всё равно на тебя, особенно на сессии, другие требуют, но не пытаются научить. Такое отношение отбивает всякое желание учиться.

Конечно, уровень преподавания в НГУ выше, чем в колледже, но до лучших вузов ему далеко. Профильных предметов много, однако некоторые направлены на самообучение, например, программирование. Это странно, потому что у нас век цифровых технологий. Думаю, нашей программе есть куда стремиться.

Анастасия (имя изменено по ее просьбе) — ЭФ.

Родители хотели, чтобы я училась в НГУ, они поверили пиар-кампании вуза. Один из лучших университетов страны, высокие места в рейтингах — сразу вспоминаю эти слова, когда слышу об НГУ. Сначала мне нравился девиз «Мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать», но в итоге думать не научили. Да и как могут научить думать преподаватели, которые сами устали от работы? Они так же, как и студенты, хотят уйти пораньше и особо не готовятся к лекциям. Неприятно слушать преподавателя, который рассказывает скучно и монотонно.

После университета трудоустроиться непросто, если ты только учился, а не пытался совмещать работу и учёбу. Успевать выполнять все задания сложно, поэтому часто студенты делают выбор в пользу карьеры. Сейчас я работаю не по профессии, но многим моим одногруппникам пригодился диплом. У меня же пропало желание продолжать учебу и развиваться в этом направлении.

Алина (имя изменено по ее просьбе) — Исторический факультет. Перевелась после 2 курса в другой вуз.

НГУ мне казался престижным университетом. Высокие места в рейтингах по стране, попадание в международные топы. Всё это формировало у меня представление об НГУ, как о вузе, не уступающем столичным. Ожидала, что процесс обучения будет современным, а преподаватели заинтересованы в качестве преподносимых знаний. В итоге всё по старинке: сухие лекции, такие, что не только студенты с нетерпением ждут звонка, но и преподаватели заканчивают читать материал на полуслове. Мне всегда нравилась история, поэтому выбрала истфак, но разочаровалась.

Иногда были наиглупейшие требования к семинарам, когда важнее было количество исписанных от руки страниц, чем качество материала. Многим преподавателям было не до обучения студентов. Они прекрасные учёные, но не педагоги.

Профильных предметов было очень много, может, в этом и достоинство НГУ. Хотя я считаю, что обязательные предметы, например ОБЖ, были неравномерно распределены. Сначала их совсем не было, а на втором курсе, когда мы должны были уже углублять свои знания по специализациям, их стало слишком много.

Перевелась я из НГУ, потому что потеряла интерес к специальности, разочаровалась в преподавании. Поняла, что нет никаких перспектив.

Горячева Елизавета