24 июля 2019

Хрустальное небо провального аниме

Если разговор зайдет об аниме, то ни у кого не останется сомнений – оно прибыло к нам на экраны из страны восходящего солнца. Но не в этот раз. Чем же китайское аниме отличается от японского?

«Хрустальное небо вчерашнего дня» – это дебютная работа китайского режиссера Си Чао, мировая премьера которого состоялась 21 июля, а в прокат на российские киноэкраны вышла 14 марта. Кинофильм расскажет историю китайского школьника по имени Ван, который не задумывается о будущем, не обращает внимания на свои плохие оценки, он просто занимается своим любимым делом – рисует маньхуа (аналог обычных комиксов, только на китайский лад). В какой-то момент герой осознает, что никуда поступить не сможет, и его мечта стать художником может никогда и не сбыться.

Однажды объявляют конкурс рисунков на школьной доске, который стал шансом для Вана. Учитель, в свою очередь, ставит главного героя в пару с отличницей Юи для участия в мероприятии, которое стало обязательным из-за подхалимства учителя начальству. Далее стандартное развитие событий: главный герой в неё влюбляется. История будет зациклена именно на этом.

Такой поворот событий – это один из множества факторов, которые будут указывать на то, что режиссёр Си Чао постарался создать китайское аниме, очень похоже на японское. Китайская культура сильно отличается от японской, китайцы и японцы видят жизнь по-разному, но несмотря на это, характеры персонажей, пейзажи и декорации и главное – атмосфера, похожи на то, что сопровождает японские анимации. Видно, что режиссёр хотел сделать что-то необычное: формой у школьников являются спортивные костюмы, на партах у учеников кипы учебников, что идет в разрез с японцами, у которых всегда и везде порядок. Эта китайская анимация снята целиком и полностью как японское аниме, с традиционным опенингом в начале, заимствованный жанр сёнен и привычная любовная линия. Си Чао постарался сделать китайское аниме, что само по себе является чем-то необычным, но, увы, – зрители, просмотревшие большое количество японской анимации заметят, что сделать нечто уникальное у господина Чао вышло плохо.

А вот что вышло хорошо – так это поработать над визуальной составляющей, которая поистине великолепна: красивые пейзажи, живой мир, приятный глазу. Отдельное внимание заслуживает музыка. Она отлично гармонирует с окружением, ситуацией и пейзажами. Несмотря на то, что зритель, скорее всего, привык к японской музыке в японской анимации, услышать китайские композиции в нечто похожем на традиционную японскую анимацию было приятным опытом, выглядит это интересно.

В этом аниме используется один из самых любимых мной методов повествования: главный герой уже давно взрослый и состоявшийся мужчина и рассказывает не о том, что происходит сейчас, а о том, что с ним происходило далеко в прошлом. Нам показан один год из жизни старшеклассника. Наблюдать за взрослым персонажем, рассказывающим свою историю, которая стабильна и точно не свернет неожиданно где-

то на полпути – вот это интересует больше всего. Ведь, продвигаясь по сюжету, знаешь наверняка, что стало с человеком после его истории, и как он пережил события, о которых мы узнаем позже.

То, что невозможно не заметить – аниме снято в духе, ставшего уже легендарным по работам «Твоё имя», «5 сантиметров в секунду», Макото Синкая. Синкаевская школа видна во всём – те же эмоции, та же установка на основные составляющие сюжета – любовь, дружба и мечта. Лишь одно «но»: у господина Синкая зрители могли без слов понять, что чувствуют герои, как переживают важный для своей жизни момент. У Чао же додумывать не приходится. Перед походом в кинотеатр вам придется перевоплотиться в ребенка, скорее даже подростка. Вы, может, что-то уже и понимаете в этой жизни, но вам все равно объяснят каждую деталь, чтобы вы не упустили ни единой крупицы «гениальности» режиссёра. И это несколько раздражает.

Что-же всё-таки хорошего ждать от этого аниме помимо красивой картинки, хорошей музыки и интересного характера повествования? Если закрыть глаза на недостатки, то вы получите добрую историю, светлую и чистую, благодаря которой сможете невольно улыбаться, радуясь за героев. Основная мысль, хоть и заезженная до дыр, напомнит вам, что мечта – это невероятно важно, и нужно стремиться к ней несмотря ни на что. Но в этом также проблема этой картины. Если вы не любитель японской, а в частности и китайской анимации, скорее всего, подобное может быть в новинку, и вы получите удовольствие. Но, если же вы пересмотрели много подобных фильмов, вам просто будет скучно. Этот фильм нарисован невероятно красиво, но эта обертка, к сожалению, быстро забывается, когда наблюдаешь до невозможности ровный и спокойный сюжет. Юмор здесь пресный и однообразный, он вызовет максимум улыбку – и то, если вы были веселым до просмотра. Трагичных моментов, которые могли бы быть последней надеждой, дабы взбудоражить аудиторию, лишь один – когда главные герои расстанутся. Всё слишком приторно, что в какой-то момент вы можете даже поглядывать на часы и считать, когда же мультфильм наконец-таки закончится.

Кажется странным, что аниме рассчитано на подростков от 16 лет, ведь именно подобные истории со всеми вытекающими присущи интересам людям до 16 лет. Да, мультфильм способен помочь задуматься кем же быть дальше в ближайшем будущем и как быть полезным обществу и к тому же счастливым, только вот преподнесено это все по-детски.

Единственное ради чего точно стоит посмотреть этот фильм – ради великолепной рисовки, что встречается редко, хотя попыток создать подобное было много. Только попытки других проектов сопровождаются компьютерной графикой, которая зачастую режет глаз. Здесь ее нет, аниме полностью нарисовано по кадрам. Однако, хотите смысла, сюжета, который даст почву для размышлений, – вам не сюда.