24 декабря 2020

Хтоническая сила! Игры по Лавкрафту

Говард Филлипс Лавкрафт — культовый американский писатель начала XX века. Он мастер хтонического ужаса — страха перед высшими силами природы и смерти, которые невозможно победить. Этот трепет давит на читателя, как туманный ночной кошмар, удивительным образом манящий в свои объятия. Мало кому известный при жизни Лавкрафт уже намного позже после своей смерти повлиял на творчество других писателей, режиссёров и разработчиков игр. К Хэллоуину автор «Место встречи. Сибирь» решил подобрать для вас несколько игр по мотивам рассказов Лавкрафта, которые помогут погрузиться в таинственный мир ужасов великого писателя.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

«Запредельный ужас, бывает, милосердно отнимает память.»

Местами корявая, недоделанная, но абсолютная классика, которая познакомила немало людей с хтоническим ужасом мира Лавкрафта. Этот многострадальный проект разрабатывался семь лет. Концепт игры, сюжет и её геймплей неоднократно переделывались, но Call of Cthulhu всё же вышла в релиз в 2005 году, представляя собой блеклую тень изначальной задумки. Однако итоговая версия игры всё равно обрела статус культа — она вновь сделала творчество Говарда Филлипса популярным, особенно среди геймеров, и показала, как можно переносить атмосферу «лавкрафтианской» загадочности в игры.

Главный герой «Тёмных уголков Земли» — детектив Джек Уолтерс. Стандартный персонаж для истории во вселенной Лавкрафта: он силён разумом, но не телом. Детектив уже сталкивался со следами существования Древних, что необратимо повредило его рассудок.  Уолтерс на шесть лет попал в психиатрическую больницу, но, выйдя оттуда, до него дошло, что все эти годы никак не отложились в его памяти. Остались только сюрреалистичные кошмары, которые всё же не помешали Джеку вернуться к профессии детектива, но уже частного. В один из вечеров Уолтерс получает заявление о пропаже человека в захолустном рыбацком городке Иннсмут. Детектив начинает расследование, лишь догадываясь, что на него начнут охоту приспешники Ордена Дагона, а пропавшие шесть лет наконец всплывут в памяти.

Иннсмут — город тихий, как говорят местные жители

Несмотря на интригующий сюжет, игровой процесс Call of Cthulhu крайне неоднороден. Настолько, что проект, который преподносился как шутер от первого лица с элементами выживания, играется намного лучше, когда у детектива нет оружия за пазухой. Первая треть, где Уолтерс был больше жертвой, а не охотником, считается лучшей частью игры. Здесь игра очень напоминает рассказ Лавкрафта «Тень над Иннсмутом». 

Call of Cthulhu очень удачно передаёт атмосферу скрытой враждебности к герою. Детектив, общаясь с жителями города, постоянно ощущает себя чужаком, его посылает буквально каждый прохожий, и единственный, кто может дать хоть какую-то зацепку, — старик-алкаш, который валяется на земле. Непонимание происходящего совмещается с сильным напряжением. Кажется, что жители Иннсмута вот-вот сорвутся и покажут свою истинную ужасную сущность.

Однако после этого фрагмента игра из триллера превращается в мрачный шутер с неровным повествованием, но интересными задумками. Как и подобает «лавкрафтианским» героям, детектив хрупок как физически, так и ментально. Уолтерс спокойно умирает от нескольких попаданий, а если заставлять его слишком часто смотреть на рыбоподобных тварей или распотрошённые трупы, то он и вовсе покончит с собой.

Эти любопытные механики наслаиваются на простейшие перестрелки с врагами, которые совсем не отличаются интеллектом. Более того, игра местами странно относится к лору Лавкрафта (сейчас будет спойлер):  измученный детектив с расшатанной психикой умудряется расстрелять из автомата самого Дагона. Говард Филлипс презирал идею антропоцентризма, специально делая своих персонажей крайне уязвимыми к влиянию высших сил. 

К тому же, вся история в итоге сводится не к личным переживаниям главного героя и его постепенному уходу в безумие, а к банальному спасению мира. Dark Corners of the Earth, как ни парадоксально, совсем не связана с Ктулху — в игре есть только упоминания о нём и одна статуя в его честь. Однако сюжет игры, основанный на рассказах «Тень над Инсмутом» и «Вне времени» строго следует первоисточнику, почти дословно копируя события из произведений писателя.

Сall of Cthulhu

«Если я безумен, это милость! Да сжалятся боги над человеком, который в заскорузлости своей останется нормальным до жуткого конца.»

Эта игра похожа на предыдущую не только названием, но даже историей разработки. Студия Cyanide также долгие годы создавала проект по настольной ролевой игре Call of Cthulhu, который обещал быть самым масштабным за всю историю игр по произведениям Лавкрафта. В итоге вышло примерно то же самое, что и с Dark Corners of the Earth: в Call of Cthulhu осталось совсем мало от первичного концепта, но это вовсе не делает проект плохим.

Главный герой очень напоминает Джека Уолтерса. Эдвард Пирс такой же частный детектив с тёмным прошлым. Пошатнувшаяся психика во время Первой мировой мучает его депрессией и ночными кошмарами. Эдвард же старается заглушить их снотворными и стаканами виски. К детективу обращается отец погибшей художницы Сары Хокинс, которая погибла в пожаре вместе со своей семьёй в собственном особняке. Полиция закрыла дело, сославшись на несчастный случай, но отец девушки просит Эдварда копнуть глубже. Жители небольшого острова Даркуотер, где жили Хокинсы, полагали, что Сара была одержима, поэтому у неё получались столь жуткие картины, привлекавшие внимание ценителей. Детектив отправляется в захолустный городок на отдалённом острове.

Call of Cthulhu как будто собрала в себе все ассоциации со словом «Лавкрафт». В ней есть и старинный особняк, полный тайн, жуткая психиатрическая больница, и даже святилище для вызова Древнего. Вид от первого лица и проработанное окружение только способствуют погружению в кошмар в духе произведений Говарда Филлипса.

Особняк Хокинсов источает атмосферу Лавкрафта

Игра поначалу сурово относится к геймеру. Как только Пирс прибывает на место, он начинает собирать сведения от местных жителей. Если выбрать неверный вариант ответа во время диалога, то всё, больше этот человек ничего не скажет. Такие моменты действительно могут раздражать из-за ролевой системы, которая подчиняется не чёткому балансу, а случайным броскам кубиков. Во многих ролевых играх такие же правила, но в Call of Cthulhu нельзя сохраняться вручную. Любой провал в убеждении, вскрытии замка или разгадки очередной улики останется до конца игры.

Однако, вся свобода, присущая ролевой игре, заканчивается в первой главе. До конца сюжета Call of Cthulhu становится мистическим квестом с интересными расследованиями, диалогами и прекрасно показанным уходом главного героя в безумие. Расследования можно считать одной из лучших частей игры, потому что они выглядят естественно по сравнению с теми, что есть в других проектах.

В местах преступлений Пирс погружается в транс, пытаясь реконструировать произошедшее. Обнаружив пару улик, детектив сообщает лишь то, что видит и делает логичные выводы. К примеру, он сразу поймёт, что пожар в доме начался из-за упавшей керосиновой лампы. Но приглядевшись к ней с помощью улучшенного навыка расследования, Пирс догадается, что она не просто упала — её кто-то бросил. Ничего лишнего, только факты.

Тягучая мистическая атмосфера, таинственные сны и видения оказывают влияние на психику детектива. В начале игры Пирс старается мыслить здраво и руководствуется фактами, но это ненадолго. Каждая встреча с паранормальным рушит психику детектива, добавляя очередную травму.

Детектив на грани безумия

Слабеющий разум напрямую связан с развитием сюжета, и игрок не может остановить гибель рассудка Эдварда, но способен замедлить — виски и рассудительность в помощь. В истории игры сталкиваются рационализм и мистицизм. Здравость рассудка защитит разум Пирса от неизведанного и позволит сохранить человеческое лицо, но только с помощью мистики ему получится узнать все тайны Даркуотера. Концовка игры подводит итог внутренней борьбы героя.

Stygian: Reign of the Old Ones

«Вещи, созерцаемые внутренним зрением, подобно тем мимолетным сценам, являющимся в тот момент, когда мы проваливаемся в пустоту сна, на самом деле более значимы и ярки для нас, нежели те, что наблюдаются нами в реальности.»

Обычно в играх по Лавкрафту сюжет начинается сразу перед тем, как пробуждается очередной Древний. События Stygian: Reign of the Old Ones разворачиваются в известном городе Аркхем уже после того, как Ктулху воспрял ото сна и свёл с ума большую часть человечества. В отрезанном от остального мира Аркхеме осталось совсем немного людей, которые стараются выжить любой ценой, борясь с безумием.

Главный герой такой же несчастный выживший, как и все остальные в городе. Stygian — полноценная ролевая игра с пошаговыми боями, поэтому персонажа нужно создавать самостоятельно от и до. На его итоговые характеристики влияет как профессия, которой он занимался ранее, так и возраст: молодые персонажи сильны, но неопытны, а старые — наоборот. Однако самый интересный параметр — мировоззрение. Главный герой может быть нигилистом, эзотериком, материалистом или гуманистом. Особенно интересно играть за рационалиста: весьма забавно наблюдать, как он раз за разом пытается найти разумное объяснение всему сюрреалистичному бреду, что происходит на улицах Аркхема.

Если грамотно отыгрывать свою роль в разговорах с другими героями, то рассудок персонажа восстановится, а в Аркхеме хоть сколько-то здоворая психика жизненно необходима. Городом правят жестокие бандиты, культисты убивают всех неугодных, а в заброшенных зданиях живут трупоеды. И главный герой пытается ужиться в этом мире, преследуя некого Чёрного гостя, который насылает на него кошмары.

Игра уже по традиции сурова и не ведёт за ручку: в ней нет очевидных подсказок, в журнал заданий записываются только самые общие сведения, а враги в пошаговых битвах бьют больно. Даже если каким-то образом игроку удастся сохранить рассудок персонажа на максимальном уровне, то игра попросит выбрать отрицательный навык для главного героя, чтобы ему не было слишком хорошо. Stygian регулярно заставляет прощаться с собственными моральными принципами: полностью пройти игру, не замарав руки, вряд ли получится.

Графика оформлена в стиле западных журналов 20-х годов прошлого века, что выглядит крайне аутентично

В отличие от многих других проектов, Stygian старается брать не самые известные, но не менее интересные элементы творчества Лавкрафта. В игре нет рыболюдей из Инсмута, зато присутствуют путешествия в Страну Снов, персонажи общаются со Старцами с помощью телепатии, а с Изгоем из одноимённого рассказа — одним из напарников главного героя — можно даже закрутить роман. Отсылок к творчеству писателя крайне много, а чем ближе сюжет к концу, тем более сюрреалистичным кажется всё происходящее. В целом, Stygian сделана больше для фанатов Лавкрафта и старомодных RPG. Для новичков гораздо лучше подойдёт Call of Cthulhu.

Sunless Sea

«При виде бесконечной череды громадных, исполненных величественной мощи волн меня охватывает экстаз, граничащий с суеверным страхом, и в такие минуты я ощущаю свое полное ничтожество перед этой всемогущей стихией. И тогда я думаю о том, что наступит время, когда океан, эта громадная водная пустыня, праматерь всего живого, захватит все ипостаси существующей на суше жизни в свои пучины.»

Насколько разрушительной силой не обладали бы Древние боги произведений Лавкрафта, писатель никогда не преподносил их как абсолютное зло, которое хочет уничтожить человечество. Наоборот, эти хтонические существа ведут себя настолько разрушительно по отношению к человечеству, потому что они по-другому не умеют. Говард Филлипс больше всего боялся того, что это мы будем недостаточно осторожны и крайне самоуверенны, когда откроем для себя нечто ранее невиданное и настолько глобальное, что наша планета покажется крохотной песчинкой. Как раз такой падший мир от контакта с высшими силами и показывает Sunless Sea, которая насквозь пропитана «лавкрафтианским» духом.

По жанру это Sunless Sea — не квест и не хоррор. Это ролевая игра, в которой мы управляем капитаном корабля, путешествующего по подземному морю. Одинокий корабль странствует по неизведанным краям, а мы принимаем судьбоносные решения. 

Sunless Sea — масштабная «песочница», в которой вы сами ищете себе цель и сами выстраиваете свою историю. Огромный акцент в игре сделан на исследование и открытие новых мест: город, где все граждане обязаны носить маски и играть определённые роли; храм, выстроенный в огромном упавшем сталактите, — каждое такое место живёт по своим правилам.

А между открытиями игрока ждёт выживание и одиночество в тёмном затуманенном море. Sunless Sea регулярно подбрасывает оригинальные события: то пираты заставляют продаться в рабство, то команда корабля сойдёт с ума от внезапно всплывшего гигантского глаза. А когда матросы уже на пределе и провианта мало, то капитан может принести жертву морским богам. В диалогах ярко и детально описывается, как персонаж истязает себя ради спасения корабля.

В такие моменты лучше всего видно то, насколько богатым и ярким языком написан текст в игре. Через тексты легко прочувствовать хтонический, непостижимый ужас, который вечно где-то поблизости. Несмотря на то, что Sunless Sea выглядит максимально условно, именно своими историями она способна держать в напряжении.

Cthulhu Saves the World

«Не вызывай того, кого не сможешь повергнуть.»

Наверное, никто не ожидал, что среди всех этих триллеров, напряжённых экшенов и квестов затесалась максимально несерьёзная фанатская игра про Ктулху. Даже сюжетная завязка настраивает на нужный лад: пробудившийся Древний собрался уничтожить мир, но внезапно лишился своих сил. И для того, чтобы их вернуть, Ктулху нужно творить добрые дела, стать настоящим героем и наоборот спасти мир от новой угрозы. Ну разве это не мило, когда из разрушителя миров делают мальчика на побегушках?

Игра на протяжении 6-10 часов поддерживает абсурдность всего происходящего. В Cthulhu Saves the World высмеиваются многие клише, присущие классическим ролевым играм. К примеру, волшебный меч — это не просто какой-то особенный предмет, а отдельный персонаж, который самостоятельно сражается на стороне героя. Игровой процесс и взят из этих же олдскульных RPG по типу первых Final Fantasy — наш бравый отряд путешествует по разнообразным локациям, все бои пошаговые, и каждая сторона атакует по очереди. Однако, игра запомнилась всё же своим добрым, ироничным сюжетом, разнообразием ситуаций и тем для шуток. Самое то для отдыха от классического Лавкрафта.

Lovecraft’s Untold Stories

«Низкие, грубые голоса пропели заклинание: «Пнглуи мглунафх Ктулху Р’лайх угахангл фтагн»»

Lovecraft`s Untold Stories — интересный эксперимент. Можно ли рассчитывать на дух произведений мэтра ужасов в жанре игр rougelike-экшена, где основной упор делается на игровой процесс, а все уровни перестраиваются после каждой смерти? Разрушая интригу, отмечу, что можно.

Lovecraft`s Untold Stories предлагает на выбор пять персонажей. В самом начале можно играть только за детектива, остальных нужно найти где-то на уровнях. Каждый из них не только обладает собственным мотивом лезть в злополучные места, где обитают сектанты, но и личными диалогами с другими героями. Прохождение игры за каждого из них ощущается по-разному, но, что важно, у всех героев есть мотив лезть в злополучные места, где обитают сектанты и прочие ужасные твари. Так местный детектив ищет своего наставника инспектора Леграсса — одного из персонажей рассказа «Зова Ктулху», — профессор просто изучает места с сильными колебаниями энергии, а ведьма служит одному из Древних.

Нельзя умирать, я зашёл слишком далеко!

Игровой процесс так же сильно отличается в зависимости от персонажа. Меняются не только их навыки, снаряжение и оружие, но и способы взаимодействия в различных мини-сценках, разбросанным по уровням. Детектив будет очень рад найти информацию о тех же рыбоподобных людях в Инсмуте, а ведьма сохранит при себе один из проклятых гримуаров.

Бестиарий врагов уникален почти для каждого уровня, а их внешний вид соответствует описаниям из различных рассказов Лавкрафта. В игре есть как знаменитые Шогготы, жители Инсмута, так и менее известные Гуги и Гасты. Противники предпочитают атаковать толпами, накладывая на главного героя сразу несколько негативных эффектов. 

Мистер Лавкрафт, можно купить у Вас аптечку?

Однако иногда сложнее сохранить собственный рассудок, чем убить ещё волну врагов. Тут всё как в Dark Corners of the Earth — чем чаще герой сталкивается с паранормальным, тем слабее становится. Дошедший до ручки протагонист начнёт бормотать под нос, паниковать, а потом и вовсе покончит с собой.

Андрей Стрелец