2529pдп12> декабря 202029pдп12>
Институт археологии и этнографии СО РАН проводит выставку «У полярного круга: где живет Старик-нож?»
Экспозиция, открытая в Центре коллективного пользования «Геохронология кайнозоя» ИАЭТ СО РАН, посвящена находкам средневекового Усть-Войкарского городища, а также сакральной атрибутике народов ханты и манси.
Войкарский городок расположен в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Территория, занимаемая им, представляет собой холм высотой от 7 до 11 метров. Его длина на вершине составляет около 60 метров, а ширина — 15-20 метров. По словам старшего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН кандидата исторических наук Андрея Владиленовича Новикова, особенностью городища как археологического объекта является наличие мерзлого культурного слоя. В 2013—2014 годах сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН Александр Николаевич Шеин провел на памятнике геофизические исследования. Методы, применяемые при поиске локальных линз мерзлоты, подтвердили только одно: мерзлота на данном объекте везде. Георадарная съемка позволила выявить наиболее перспективные участки с остатками строений. «В ходе раскопок были найдены деревянные постройки различного типа: крупные и малые, а также следы ритуальных действий, например преднамеренные погребения собак, парное захоронение людей в очаге. Одним из ярких свидетельств проведения ритуалов явилось обнаружение двух антропоморфных изваяний. Схематичные очертания лиц были выполнены на окончании деревянных плах. За пять лет исследований удалось выявить около 4 500 находок, в том числе из дерева, бересты, кожи и ткани. Все они были подвергнуты полевой консервации», — прокомментировал Андрей Новиков.
Название выставки связано с одним из духов-покровителей, которым поклоняются потомки древних жителей Усть-Войкарского городища. У хантов и манси, как у любых других народностей, есть особо почитаемые божества. К числу наиболее известных относится Чохрынь-ойка (Старик-нож). Он имеет три облика: человека, ножа с узким лезвием и стрекозы. Жилище духа стоит на четырех опорах, а сверху защищено небольшим навесом. Старик-нож покровительствует охоте, оленеводству и рыболовству — главным занятиям хантов и манси. На выставке представлены изображения двух святилищ Чохрынь-ойки.
Один из главных экспонатов — реконструированное таежное святилище с амбарчиком и деревянными изваяниями лесных духов. Ведущий научный сотрудник отдела этнографии ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Аркадий Викторович Бауло рассказал, что амбарчик традиционно выполнялся из колотых кедровых плах или досок. В качестве опор использовались стволы деревьев, их могло быть от одной до шести, а лестницей служило бревно с вырубленными выемками. Приставная дверь удерживалась поперечной перекладиной, загнутым гвоздем или крепилась на кожаных петлях-шарнирах. В мансийском обществе существовала особая категория лиц — хранители культовых мест. Эта “должность” передавалась по наследству. В обязанности хранителя входило обслуживание божества или духа. Если этот человек умирал, то обязательно строился новый амбарчик, неподалеку от старого.
Представленные на выставке деревянные фигуры лесных духов, менквов, помогали хантам и манси в промысле, выступали «сторожами» амбарчиков или огня, «охранителями» дороги и так далее. Считалось, что эти духи живут, подобно людям, семьями. Их собаки похожи на соболей и носят шелковый шнур на шее. Как и другим божествам, менквам приносили жертвы, лучшей из них считался конь черной масти.
По случаю рождения ребенка совершалось бескровное жертвоприношение. «Когда на свет появлялась девочка, изготавливали игольницу и преподносили ее в дар богине-покровительнице с просьбой о том, чтобы она помогла новорожденной стать в будущем искусной мастерицей. Если же рождался мальчик, то жертвовали лук со стрелами. Считалось, что боги помогут ему стать хорошим охотником», — рассказывает А. В. Бауло. Кстати, несколько таких игольниц можно увидеть на выставке.
Среди экспонатов особое внимание на себя обращают жертвенное покрывало с изображением всадника, а также блюдца. Первое клали на спину коня или оленя во время жертвоприношений. Последние же служили подставками для копыт. Четыре медных или серебряных блюдца выкладывали таким образом, чтобы животное, считавшееся принадлежавшим богу, вступило на них, не коснувшись «грешной земли» во время обряда.
На одной из фотографий, представленных на выставке, показана серебряная статуэтка. По словам Аркадия Бауло, она была завезена купцами из Средней Азии в VIII—IX веке. Предмет, представляющий собой изображение акробатического этюда девочки с головой антилопы в руках, впоследствии стал играть роль духа-покровителя хантыйской семьи. Подобных полых статуэток в музеях мира единицы. На самом деле, это изделие называется ритон. Оно создавалось, чтобы служить сосудом для вина, но ханты об этом никогда не знали.
Благодаря организации выставки «У полярного круга: где живет Старик-нож?» все желающие могут познакомиться с яркими страницами традиционной культуры хантов и манси, а также увидеть уникальные находки Усть-Войкарского городища. Влияние богов и духов на жизнь этих народностей по-прежнему остается актуальным. Например, считается, что при рождении ребенок получает собственного духа-защитника, который сопровождает его всю жизнь. Что особенно важно, обо всех экспонатах рассказывают исследователи, непосредственно занимающиеся изучением древних культур. Они смогут компетентно ответить на вопросы, связанные с историей народностей. Чтобы посетить выставку, нужно собрать свою группу (от четырех человек) или записаться на одну из сборных экскурсий, ближайшая состоится 12 декабря. Контакты для записи на выставку указаны на сайте ИАЭТ СО РАН.
Дмитрий Медведев, студент отделения журналистики ГИ НГУ