2307pпп12> декабря 202107pпп12>
Эгоцентризм и нытьё читающего еврея: Oxxxymiron — Красота и уродство
Первого ноября Oxxxymiron сделал неожиданный камбэк и высказался о старой психотравме в 10-минутном клипе «Кто убил Марка?». Спустя ещё время — дропнул несколько синглов, поиздевался над фанатами микстейпом из старых треков «Смутное время», анонсировал альбом на 1 декабря и максимально затягивал его выход в день релиза. Чем в итоге оказалась новая пластинка «Красота и уродство», стоила ли она шестилетнего ожидания и пиар-компании ala MORGENSTERN, разобрался Алексей Лукоянов специально для «Места Встречи. Сибирь».
В середине 2010-х Мирон Фёдоров достиг пика карьеры — выпустил «Горгород», собрал Олимпийский, победил Джонибоя, проиграл Гнойному – и внезапно пропал из медиаполя. Сначала выпускал совместки вместо полноценных синглов, позже перестал батлиться, а затем и вовсе канул в небытие. Из «Кто убил Марка?» мы узнали причину молчания — после инцидента с Жиганом в 2011 Мирон «забуксовал, свернул не туда», и потерял себя в попытках компенсировать травмирующий опыт. Все годы творческого бездействия он пытался выкарабкаться из тревог и депрессий, и это ему удалось — в треке Мирон отрефлексировал прошедшие 10 лет и простил себя за малодушие. Но одного сингла, пусть и десятиминутного, явно мало, чтобы удовлетворить запросы слушателей и напомнить о себе индустрии. Мощный камбэк с исповедью — это круто, но фанаты ждут большего: вряд ли главный интеллектуальный рэпер всея Руси потратил шесть лет только на текст с рифмами в духе «патриотично-дипломатично».
И вот выходит «Красота и уродство» — после пиар-эпопеи длиною в месяц, которая по обману ожиданий переплюнула даже рекламные кампании Моргенштерна. 22 трека длительностью час семь минут, обложка, нарисованная Борисом Гребенщиковым, отдельный сайт для альбома — ожидалось, как минимум, что-то эпохальное и революционное. Что же получилось?
Не magnum opus
Альбом трудно назвать гениальным. Хороший — безусловно. Слушабельный — вполне. Но ничего экстраординарного слушатель для себя не найдёт – особенно тот, который уже знаком с «Вечным жидом» или хотя бы с Mixxxtape’ом II. В большинстве треков — либо скилловый умный Мирон с жёстким флоу противостоит «примитивному хапу» — либо рефлексирующий отчуждённый Мирон рассказывает, как он запутался в тенях посреди иллюзий и тонет в пустоте у самого берега. Старое содержание в незначительно изменённой форме. Практически все поднятые в альбоме темы – поиск внутреннего Я, осознанность, употребление веществ, сложные абьюзивные отношения — уже поднимались в прошлых релизах Окси, а его зацикленность на себе неоднократно критиковались оппонентами на баттлах:
«Ты не Кендрик Ламар в России,
Ведь за весь твой творческий путь — ***** [ничего] кроме рефлексии.
Я, я, я — о своей фигуре весь написанный материал!
Ты так много ******* [говоришь] о культуре, но хоть где-то ее осмыслял?»
(с) Слава КПСС
В общем-то, с тех пор ничего не изменилось. Но если раньше Окси постоянно эксплуатировал свою биографию и в каждом втором треке читал про путь от бетона Ист-Лондона на кавер билбордов, то сейчас дискурс перенёсся в российскую реальность с «эстетикой дворов и замедленных осенних облаков, что выдыхает в небо цементный завод». Такая окружающая обстановка среднестатистическому слушателю Фёдорова гораздо знакомее и ближе (упоминания удостоился даже наш Новосибирск).
Не Горгород-2
Те, кто надеялись получить в альбоме ответ на вопрос «Кто убил Марка?» и услышать продолжение истории про антиутопию, где правит деспотичный мэр, разочаруются. Конспирологические теории фанатов о существовании сиквела оказались фата-морганой.
Вместо этого — как по битам и флоу, так и по настроению и содержанию — альбом возвращает нас к «Вечному жиду» 2011 года, когда Мирон только заявил о себе и ворвался в подъездно-блатную русскую рэп-индустрию со своими книжными текстами и агрессивной читкой. На это указал и он сам в треке «Намешано»:
«Я построил третий альбом на костях
И мечты опять весело хрустят
У ровесников дети скоро родят
“Вечный Жид 2” десять лет спустя»
Альбомы не просто похожи: отдельные образы и нарративы «Красоты и уродства» Окси взял со своей первой пластинки в практически неизменённом виде. Испуганный птенец с хрупким клювом из «Лифта» — это метаморфизированный мягкотелый хомяк в бульбуляторе; нектар и амброзия из «Эспрессо Тоника» упоминались в «Крокодиловых слезах»; сравнение себя с Эминемом и отсылки на американскую рэп-культуру — то, что легло в основу фита с Schokk’ом «Жук в муравейнике». Сверлящие, рычащие, агрессивные гэридж-биты в «Чувствую» и «Празднуй» — тоже своего рода трибьют граймовому «Вечному жиду».
Не политический протест
Строки «Раджабов, суды, Мотузная, мирный протест, “Я буду петь свою музыку”, Жуков и “Сядь за текст”» в камбэк-клипе, глубоко метафоричная и пронизанная аллюзиями «Организация», центральный посыл которой: «Ересь не вымести, как не старайтесь, инакость не выкосить, накося-выкуси!» — после таких тизеров у части фанатов, в том числе и у меня, возникло ощущение, что грядущий альбом будет политическим, как «12» Фейса или «Хошхоног» Хаски. А в итоге мы получили «мастер-класс по тому, как выйти из кризиса».
Уже ставшие мемными треки «Агент» и «Рашн Роуд Рейдж» только на первый взгляд остросоциальные. С каждым повторным прослушиванием понимаешь, что текущее положение дел в российской политике Окси изобразил очень обтекаемо и конъюнктурно: «Россия сидит», «над всеми нами синие мигалки», «они закручивают гайки»… «Слева рестик — справа арестик» и «Afterparty в автократии» в треке о любви к себе «Празднуй» — из той же оперы. Нереально политизировавшийся в социальном плане Мирон Фёдоров в творческой жизни остался Марком из трека «Всего лишь писатель».
Не новая планка техничности
«Красота и уродство» не принесла в творчество Мирона (и в русрэп в целом) не только новых смыслов, но и новых форм. Двойные и тройные рифмы, панчлайны через тире, каламбуры, иногда доходящие до абсурда («думал, что синти-поп — это цыганский священник») — те же приёмы, что Окси уже неоднократно использовал.
Звук тоже не поменялся, даже несмотря на то, что музыкальным продюсером альбома в этот раз был не Porchy, а Дэнни Цукерман: сухие и минималистичные биты, поверх которых навалены тонны текста. Можно выделить некоторые исключения: попытка в кальянный рэп «Партизанское радио», которая приятно гладит уши прямой бочкой и флейтой, нежно-лирическая «Пантеллерия» и полная меланхолии «Непрожитая жизнь» с минималистичными клавишными. Женский вокал в припеве, которым открывается и завершается альбом, тоже звучит нетипично для треков Оксимирона — но в этом уже заслуга приглашённой певицы (по голосу напоминает Монеточку, однако менеджер Елизаветы Гырдымовой опроверг её участие в продакшене альбома).
Не уродство
«Главным разочарованием жанра», вопреки заявлению Окси в постироничном треке «Рецензия», альбом не оказался. Фёдоров всё ещё остаётся интеллектуальным рэпером со сложными многогранными текстами, которые вносят разнообразие в инфошум вирусных тик-ток треков. Остаётся поэтом, который даже заезженные темы подаёт красиво, умело выстраивая заумные рифмосхемы и приправляя их аллитерацией:
«Одинокий путник топает по полю,
Ветер гонит с тополя пух, и пророчит Пополь Вух»
И, конечно же, остаётся утончённым знатоком мировой истории и культуры, который может невозбранно и на Шекспира сослаться: «Ты жив, как Розенкранц, цел как Гильденстерн», и начинить композицию религиозными референсами:
«Нет, я не ходил в ешиву
Жил у Христа за пазухой, у Моше за шиворотом.
Игра в четыре руки — понты высшего пошиба,
Но за драм-машиной моей души и Брама, и Шива»
Не красота
В текстах альбома Окси «сок слов выжал, извел строф жижу» — и, как результат, получились они суховатыми. Затем дополнительно подсушил их обильнейшим неймдроппингом — от ников блогеров до имён божеств — и буханка, с которой он вернулся из шестилетнего похода в магазин, окончательно зачерствела и иначе как с зубовным скрежетом её уже не разжевать. Будто этого мало, добавил аббревиатур — всё, без штудирования Genius точно не обойтись. Больше усложнений богу усложнений!
При этом необоснованный эксцесс в некоторых местах резко сменяется таким же труднообосновываемым примитивизмом — как цепочка глагольных рифм (даже не двойных!) в «Африканских бусах»:
«Сначала цепь надо, чтоб лямы сияли, а
Потом охрану, чтоб её с тебя не сняли, а
Потом охрану от охраны, крышу федералов
И чтоб все друг друга не перестреляли».
Не совсем понятно, был ли это подкол в сторону «техничности» Моргенштерна, которому данные строки и посвящены, или же Окси так написал с иной целью — но слух резануло.
Альбом рассчитан не на зумеров — аудиоэнциклопедию с беспощадным неймдроппингом и скудной звуковой палитрой поколение Z, которое выросло на Кизару, Big Baby Tape и Lil Pump, просто не осилит. Не на оппозицию — пара-тройка конъюнктурных треков в духе «за всё хорошее — против всего плохого» скорее разочаруют, чем обрадуют «творческой смелостью». И даже не на старых фанов — кто-кто, а они уже знают почти всё о внутренних демонах и переживаниях о своего кумира, и никаких откровений не услышат. Альбом — для самого Оксимирона.
***
«Красота и уродство» — личный дневник с кучей беспорядочных заметок, где автор и политику упомянул между делом, и в писательском слоге поупражнялся, и даже послание потенциальным критикам оставил — но большую часть записей посвятил интроспекции и саморефлексии.
«Красота и уродство» — монолог бати, который спустя много лет всё-таки вернулся из магазина. Теперь он пытается наставить сына на путь истинный и осуждает его неправильный образ жизни, неразборчиво бухтит о политике и власти, пытается шутить – а сын в это время хоть и слегка кринжует, но внутри всё же радуется возвращению родителя.
Наконец, «Красота и уродство» — окончательно закрытый гештальт Мирона. Он выговорился на волнующие для себя темы, вылил то, что в нём намешано, и теперь готов идти дальше. Куда — увидим. Остаётся надеяться, что для этого не придётся ждать ещё шесть лет.
Источник