2406pпп7> июля 201906pпп7>
Как говорят влюбленные
Есть 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Так или иначе все мы сталкивались с этим в жизни. К неизбежному можно отнести несправедливость, непонимание, злость и… любовь. Любовь — неконтролируемое чувство, поглощающее влюбленного человека. А сколько же стадий у любви? Что влюбленному приходится испытывать? Ответ знает Ролан Барт.
22 и 23 марта на малой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Фрагменты любовной речи». Драматург — Егор Зайцев (Москва). Режиссер — Полина Кардымон.
Основу спектакля составило одноименное произведение французского философа Ролана Барта.
«Постструктуралист Ролан Барт очень подробным языком описывает некие фигуры любви в формате монологов человека, попадающего в те или иные любовные ситуации, переживания. Эта книга — большая лаборатория, где автор исследует себя, анализирует, формулирует и рассказывает, в каком состоянии он находится», — рассказывает режиссер на сайте театра.
Также в текст спектакля вошли произведения русских писателей. Нет четкого прототипа и сюжета — есть только фрагменты, из которых складываются четыре истории влюбленных.
То, чего нет в других спектаклях
Перед началом спектакля каждый зритель должен пройти тестирование, ответив на вопросы о любви. По результатам выдается номер линии и наушники. Во время спектакля слышать через наушники можно одну из четырёх личных историй, каждая из которых рассказывает о разных состояниях.
Я — «комок раздражительной субстанции». У меня нет кожи (разве что для ласки). Пародируя Сократа из «Федра» — именно о Бескожести, а не об Оперенности следовало бы говорить, рассуждая о любви.
Фрейд
Возможность слышать только одного героя позволяет прочувствовать и пережить историю вместе с ним.
«Из-за того, что речей влюбленного, любовных сюжетов, оттенков чувств так много, все фигуры, которые описывает Барт, пережить единовременно невозможно. Нельзя еще и по причинам возраста, гендера, опыта зрителей. Поэтому мы придумали четыре пьесы, которые будут синхронно идти на площадке», — рассказывает Полина Кардымон.
Любовное заточение
Действие разворачивается одновременно, в замкнутом пространстве, похожем на коробку. В помещении нет ничего, кроме стульев и столбов.
Герои стройным рядом заходят в помещение и каждый встает у своего стула.
За пределами “коробки” стоит человек (Андрей Вольф). В костюме и с блокнотом он с интересом наблюдает за происходящим внутри. Его действия точны и степенны, а голос уверенный и спокойный — именно его мы слышим первым, надев наушники.
Пока каждый из героев переживает свою любовную историю, он следит за ними и докладывает обстановку, называя стадию, которую в это время переживает ваш герой. Он выступает в данном перформансе в качестве профессора, чьи подопытные — влюбленные люди.
Уединение — именно это испытываешь, смотря только за одним героев и слыша только его речь. Иллюзия разговора по душам, являющаяся основой спектакля, помогает понять и пережить историю вместе с героем.
Знаки
По мере происходящего на сцене, становится нетрудно догадаться в чем же связь между человеком в костюме и “подопытными”. Они — всего лишь то, что переживает “профессор”. Они — его фрагменты.
Несмотря на то, что каждый из героев показывает и рассказывает свою личную историю, они все равно взаимодействуют друг с другом. Это происходит с помощью пластической хореографии, которая своими плавными движениями как нельзя уместно смотрится в данном спектакле.
Цитаты Барта переплетаются с цитатами русских писателей и поэтов. Сочетания прозы и поэзии прибавляет речи героя динамику, эмоциональную составляющую.
«Фрагменты любовной речи» — нетипичная постановка: в ней нет сюжета, нет имен. Есть только фрагменты, из которых складывается история любви.