2333pпп12> декабря 202133pпп12>
Как учиться эффективно
Учебный семестр близится к концу. Студенты уже пытаются понять, как задействовать мозг на сто процентов, чтобы подготовиться к экзаменам. Но как сделать это правильно? Как нам мешают знания, как справиться с прокрастинацией, какой метод запоминания лучший и почему в любой непонятной ситуации стоит идти спать? Об этом рассказала научная журналистка Ася Казанцева на лекции «Как учиться эффективно». Виолетта Трухина записала полезные советы по эффективной учебе для читателей «Место Встречи. Сибирь».
«Не ищите логику там, где ее не клали!»
«Если в информации, которую вы запоминаете есть логика, соответствующая вашим знаниям, то это идет на пользу и во благо. Но если логики нет, приходится просто зубрить и это единственный выход», — говорит Ася Казанцева.
Казалось бы, нас всех с детства учили, что чем больше знаний, тем лучше. Но неужели знания могут мешать? В 1973 году это доказал психолог Уильям Чейз. Исследователь взял две группы испытуемых: шахматисты эксперты и новички. Каждой группе показывали шахматную доску. Фигуры на ней стояли так же, как во время настоящей шахматной партии между маэстро Каспаровым и Карповым. В среднем, за пять секунд профессиональный шахматист запоминал 16 фигур, в то время как новичок — всего четыре.
Затем группам показывали ещё одну доску. На ней фигуры стояли хаотично и даже неправильно. С первого раза профи запоминали три фигуры, а начинающие — всё ещё четыре. После второго показа результаты экспертов ухудшились: новички запоминали 17 фигур, а профи — 12. Это связано с тем, что в долговременной памяти профессиональных шахматистов уже записаны некоторые комбинации. Они видят не отдельные фигуры, а комплексную ситуацию на доске: кто защищает, страхует, может поставить шах или мат. Это и помешало опытным шахматистам запомнить неправильные фигуры. «Не ищите логику там, где ее не клали», — советует Ася Казанцева.
Читать далее