24 декабря 2020

Комиксы: наследие

Комиксы — неотъемлемая часть тех, кто верит в суперспособности и ожидает появления супергероев. Со временем потребность в комиксах снижается, а популярность экранизаций растёт. Основатель магазина комиксов «Секретная Галактика» Павел Сидоров рассказал UU о популярности графических романов, как они связаны с экранизациями, и почему прекратились одиночные выпуски журналов в России.

Фото: Матвей Иванов

Предыстория

В 1938 году появился первый комикс компании DC о Супермене. Количество его экранизаций сравнимо с легендой о Бэтмене, которая появилась от DC в то же время. Из-за пика популярности из сюжетов про двух супергероев выжимали всё, что могли. Это время было примечательно выходом на первые позиции компании Marvel, которая запатентовала Человека-паука, Халка и Железного человека, и получила права на персонажей из других серий комиксов. Продажа комиксов активно развивалась. Павел рассказал о появлении своего магазина в те времена, когда комиксы в России были в дефиците.

«Мы работаем уже семь с половиной лет, мы открылись ещё тогда, когда индустрия комиксов в Россию ещё толком не пришла. Было несколько издательств, которые выпускали по одному комиксу раз в некоторое время, и тогда каждый графический роман был сам по себе событием. Сейчас публика приелась и покупает очень выборочно. Наши продажи стали падать с того момента, когда комиксы начали продаваться везде — во всех книжных магазинах и на сайтах интернет-гигантов розничной торговли».

Раньше печатались только комиксы, поэтому спрос на них был намного выше, чем сейчас. Позже появились экранизации, которые стали удобным способом погружения в мир супергероев. Лишь фанаты открывали первоисточники. Европейцы относятся к комиксам, как к настоящим произведением искусства. Их рисуют месяцами, некоторые годами. Они бывают как большими, так и небольшого размера. Что касается комиксов в России, то две главные компании Marvel и DC пользуются спросом и привлекают покупателей своими историями и разнообразием героев. 

«Marvel и DC — наши флагманы, но каждый магазин комиксов в праве сам выбирать, на что ставить свой акцент. На мой взгляд, без Marvel и DC ничего бы не существовало. Меньше всего покупают комиксы неизвестных издательств от неизвестных авторов, по которым не сняты фильмы, или они не раскручены в интернете с помощью блогеров, или не содержат актуальных инфоповодов». Но это не значит, что эти комиксы плохие, просто посетитель магазина может не обратить на них внимания, если ему не рассказать о достоинствах подобных произведений. Например, малоизвестных новосибирских авторов сложно продать, если не акцентировать на них внимание.

Фото: Матвей Иванов

Связь с экранизациями

Фанаты узнают подробности следующих частей фильмов о супергероях и обращаются к первоисточникам, строят теории и догадки. Фильм «Мстители: Война бесконечности» основан на комиксе «Перчатка Бесконечности». В сюжетной линии комикса сумасшедший Титан Танос собирает шесть камней бесконечности, чтобы создать всемогущую перчатку. В ходе изучения комикса раскрываются детали, по которым становится понятна концовка последней саги «Мстителей». 

«Экранизации бывают разные. Есть “Город грехов”, “300 спартанцев” и “Хранители”, которые сняты практически кадр в кадр по первоисточнику — потому что изначальный комикс сам по себе очень кинематографичный. Но бывают примеры, когда комикс не поддается переложению на экран и его сюжет сильно изменяют. Например, сериал “Пацаны” в первоисточнике комикса настолько вульгарный и жестокий, что не смог бы пробиться на телеэкран к широкой аудитории, которую хотели охватить создатели сериала, поэтому они значительно изменили события истории». 

Также это может быть связано с потребностью к чему-то новому. Заядлым поклонникам комиксов вряд-ли будет интересно смотреть в кино ту же историю, переписанную на бумаге десятками писателей. Всё зависит от цели режиссера — он может захотеть взять из комикса лишь идею, а не сюжет.

Фото: из личного архива эксперта

О книжных изданиях

Помимо малостраничных комиксов существуют полноценные книги. Книга может быть как сборником историй о разных персонажах, так и рассказом об одном супергерое.

«Сборники очень приятно держать в руках, их печатают на высококачественной глянцевой бумаге с примечаниями и дополнениями, — рассказывает Павел.— Издания в переплёте  красиво смотрятся на полке, из них можно собирать коллекции, так как многие комиксы выходят в виде серий и состоят из нескольких томов». Кроме того, некоторые комиксы выходят в подарочных изданиях в увеличенном формате в твердом переплете. Такие издания обычно содержат всю серию целиком или какой-то знаковый культовый сюжет. 

Фото: Матвей Иванов

Об одиночных выпусках

Комиксы — память о детстве. Мы обсуждали повороты событий, коллекционировали плакаты и обклеивали ими стены. В наше время редко встретишь людей, которые решаются продать свою коллекцию. Уже не те времена, когда можно было прийти в любой киоск и купить новый выпуск журнала. Такие комиксы — антиквариаты. 

Комиксы в формате одиночных выпусков в России практически не выходят: «Несмотря на то, что они дешевле сборников, они почему-то не прижились в нашей стране, а в США, на родине комиксов, они всё ещё являются основным стандартом выпуска ежемесячных серий. То есть комикс, как правило, сначала выходит в синглах (одиночных журнальных выпусках на 20-24 стр.), а потом перевыпускается в сборнике в мягком или твердом переплете, который содержит один сюжет из пять-шесть таких синглов»‎. 

Сейчас в России комиксы чаще всего выходят сразу сборниками, а одиночными номерами выходят в основном короткие законченные истории или серии из ограниченного количества номеров, потому что спрос на такие номера быстро пропадает.

Фото: Матвей Иванов

Про индустрию

При просмотре кинокомиксов можно заметить, что нет ни одной истории, схожей с первоначальной задумкой писателя. Продюсеры и режиссёры вносят собственные коррективы, но остаётся неизменным сам супергерой: его позиция и отношение к миру, сторона добра или зла. Настоящие фанаты не всегда принимают новую историю супергероя, отличающуюся от классической.

«Кино и комиксы дополняют друг друга. В фильмах и сериалах, на самом деле, не так много фантастики, особенно необычной или интеллектуальной, поэтому зритель, вдохновленный фантастическим фильмом, если копнет глубже, откроет для себя мир книг и комиксов, где намного больше поля для творческой фантазии и свободы в жанре фантастики».

Сейчас выпускают больше кинокартин. Люди, которые увлекаются комиксами и фантастикой уже стали субкультурой, поэтому их единомышленники объединяются в фан-клубы. В них собираются фанаты супергероев и устраивают различные мероприятия, на которых сравниваются фильмы и комиксы. 

Фото: из личного архива эксперта

Популярность комиксов

Сервис объявлений «Авито» выяснил, что с начала 2019 года продажи печатных комиксов выросли 31,8%. Россияне стали массово покупать комиксы после заявления министра культуры об их убожестве:

«Я вообще плохо отношусь к комиксам — это как жевательная резинка, это не еда. Комикс ориентирован на ребенка, который только учится читать, но взрослому человеку читать комиксы мне кажется убожеством» 

— Владимир Мединский, министр культуры РФ. 

Из-за таких грубых высказываний в сторону комиксов фанаты выразили протест, который сказался на увеличение продаж. При этом продажи увеличились в крупных городах, по стране они выросли на 64%. 

Комиксы — не забава для детей. Такие произведения пишутся словно индивидуально под каждого читателя, в отличие от классических книг, где к тому же иллюстрации сводятся к нулю. Графические романы может читать как ребёнок, так и взрослый человек.

«Люди покупают комиксы в возрасте от десяти до сорока лет. Есть коллекционеры и более старшего возраста, но наш основной контингент — это молодёжь, то есть школьники и студенты».

Комиксам уступают многие произведения современных писателей. В комиксах нет определённого уровня для понимания сюжета, а разговоры персонажей о ядерной физике или расщеплений молекул на атомы не требуют специальных знаний. 

«Комикс является таким же самодостаточным художественным произведением, как книга, фильм или сериал, — рассказывает Павел. — Всё зависит от автора и его вклада в собственное произведение. Есть чисто развлекательные комиксы, есть интеллектуальные, есть исторические и познавательные, есть комиксы для детей, подростков и взрослых, для тех, кто ищет себя или ищет что-то необычное». Индустрия развивается в сторону более авторских проектов — сейчас выпустить собственное произведение может любой желающий, поэтому в индустрии комиксов стало больше интересных голосов. Так и будет развиваться индустрия — чем больше она становится доступной, тем больше появляется талантов, необычных идей, порой весьма революционных.

Фото: Матвей Иванов

Смысл комиксов

Комиксы для каждого человека имеют разное значение: для одних — это повод вспомнить детство, для других — это произведение искусства. Киностудии Marvel и DC, видеоигры и фан-встречи ориентируются на комиксы, и хоть старый вариант изжил себя, он реализовывается в других современных форматах.

«Всё зависит от цели автора. Авторы вроде Алана Мура, Нила Геймана или Гранта Моррисона используют комиксы как уникальный формат и возможность рассказать что-то новое, необычное и осмысленное, то есть то, чего никогда не было в кино или литературе. Но есть и простые развлекательные серии, которые читаешь, словно смотришь сериал». Многие авторы используют формат комикса потому что им так проще выразить свою творческую мысль. Детям тоже полезно читать комиксы чтобы развивать тягу к чтению. Главное — это начать с правильного комикса.