24 июля 2019

Любовь, мир и свобода

В феврале в ледовом дворце «Сибирь» вновь застелили пол деревянным покрытием, а по центру расставили заграждения. В День защитника Отечества здесь прошёл концерт группы ДДТ, которая почти сорок лет радует классическим русским роком, как новых, так и старых слушателей.

Но остались ли песни такими же, как раньше? Юрий Шевчук, лидер группы, уверяет, что музыка постоянно меняется: трансформируются звучание, темы, музыкальные инструменты. Так, весной 2016 года он представил новую концертную программу – «ДДТ. История звука», куда вошли самые любимые песни фанатов с 1980 года по настоящее время. «Это попытка переосмысления переживаемого», – заявил Шевчук в одном из интервью телеканалу «Дождь».

Уже в пять часов перед «Сибирью» собралось немало людей: молодёжь, компании мужчин, решивших отметить праздник с любимой группой, семьи с детьми, зрелые и пожилые люди. Некоторые фанаты, которым было далеко за сорок надевали банданы, кожаные куртки, яркие парики, а в уши вставляли серьги, по-видимому сохранившиеся с бурной концертной молодости.

У металлодетекторов некоторые долго спорили с охраной: многие пытались пронести алкоголь и, как в старые добрые, повеселиться на концерте, но суровые люди в чёрном облачении в наше время это жёстко пресекают.

Трибуны быстро заполнялись, а на «танцполе» происходила бойня за места поближе к сцене. К началу концерта, это было семь часов, ледовый был набит – свободных рядов не оставалось.

Зрители замерли в ожидании начала. Первыми на сцене появились Антон Вишняков (тромбон) и Антон Мамай (гитара). Они исполнили несколько песен ДДТ в инструментальной версии. Зал хором на певал самую известную – «Что такое осень…».

С небольшой задержкой вышел Юрий Шевчук. Зрители аплодировали ещё сильнее. Исполнитель сказал: «Сегодня праздник, день мужика. Поздравляю всех защитников Отечества с этим замечательным днём. Ребята, поздравляю от всей души! Спасибо вам за синее небо над головой, друзья! Добро пожаловать на историческую вечеринку!»

Сразу зазвучали медленные звуки клавишных, а на экране появился анимационный ролик. Первой песней вечера стала композиция «Помнишь», после которой исполнитель разразился длинной речью, как обычно это бывает у него на концертах.

«Программа называется «История звука», будут звучать песни, которые рождены ещё в Советском союзе в восьмидесятые. Те люди, что постарше, вспомнят что-то. Те, кто помоложе, услышат наш первый ритм-энд-блюз, вперемежку с русскими частушками на злобу дня. Будет много разной музыки, музыка девяностых, нулевых и так далее. Что-то очень старое, очень новое. Не совсем, может, и праздничное – потому, что мы считаем, что каждый концерт должен иметь какую-то палитру эмоциональную – от трагедии до эйфории. Многие музыканты сейчас берут две эмоции – одну печальную, другую – тихую радость, и все. А на самом деле наша жизнь гораздо богаче. А почему «История звука»? Да потому что звук – это всё. Мы от звука дуреем иногда. А звук иногда бывает ужасный, иногда романтический и нежный, как шепот в ушко по утрам любимой» — рассказал он.

Программа была сочной. После первой композиции на большом экране вырисовалась дата 1980, означающая, что сейчас прозвучат песни тех лет – это был первый блок программы.

Звучали и другие песни: «Мальчики-мажоры», «Мама, я любера люблю», «Революция» и т. д. Они были лёгкие, весёлые и, как сказал сам артист, рок-н-ролльные. Люди танцевали, тянули руки вверх и показывали «козу». В глаза бросалось то, что это всё преимущественно делала правая часть зрителей. Так получилось, что зал разделился на три «сектора». Справа от сцены стояли более взрослые, одетые по-простому люди, по центру были люди разных возрастов в неформальных прикидах, а слева – молодёжь, которая особо не двигалась и не подпевала.

Перед песней «Рождённый в СССР» Шевчук спросил, кто родился в Советском Союзе? Большая часть публики подняла руки. Однако строчкам о том, что исполнитель родом из СССР, подпевали почти все, даже те, кто к этому отношения не имеет.

Песни восьмидесятых Шевчук исполнял без передышек, они шли одна за другой. Первый блок завершился звучным, как сказал Шевчук, народным пением Алёны Романовой.

На экране «всплыла» следующая дата – 1990. Это песни, написанные в более тревожный период жизни артиста. Шевчук участвовал в чеченской войне. Так и родились наиболее известные песни в творчестве группы. Во втором блоке музыкант уже чаще делал паузы, много говорил, вспоминал боевых товарищей и всех, кто участвовал в этой «бессмысленной войне». Зрители услышали песни «Не стреляй», «Метель» и другие. Число подпевающих людей увеличилось.

Также иногда сольно выступала Алёна Романова, бас-гитарист Роман Невелев и барабанщик Артём Мамай исполнял гипнотические композиции на «Глюкогон» – самовольное название загадочного инструмента из Челябинска.

Завершающая песня «МЫ» в этом блоке была исполнена в традиционном духе анархо-рока о свободе. Бойкий ритм барабанов, свирепые звуки электрогитар и слова «…железнодорожной воды у разбитой дороги». На чёрном экране в этот момент появляется красное слово «МЫ».

Последний блок – двухтысячные. Музыка, которая приобрела уже более современное звучание, новые инструменты и иные мотивы. В песнях нынешних лет Шевчук пел о любви, мире и понимании. Сам он со сцены говорил, что надо быть защитником своего Отечества, но не надо развязывать войну. Зал услышал «Любовь», «Чай», «Свобода», а также новую электронную обработку песни «В последнюю осень».

Самой позитивной была песня «Любовь не пропала». Артисты скакали по сцене, главный экран пестрил яркими красками, а на нём мерцало слово «любовь» и пацифик (знак, который мы привыкли называть знаком хиппи).

Песни, написанные в последние годы существования группы, уже были мало знакомы залу, но и старое, и новое поколение всё равно старалось подпевать, потому что настроение на стадионе было миролюбивым.

Одна из композиций особенно тронула фанатов. Песня «Это всё». Юрий Шевчук заявил, что посвящает её всем своим ушедшим из жизни коллегам. Во время её исполнения на экране появлялись фотографии и имена умерших рок-музыкантов. Среди них Виктор Цой, Александр Башлачёв, Егор Летов, Михаил Горшнев и другие. Фанаты достали фонарики. Один мужчина в одном из первых рядов, одетый, как рокер восьмидесятых, достал бензиновую зажигалку. Её пламя будто возвышалось над всеми электронными «светильниками». Многие плакали.

К тому моменту зал уже полностью разогрелся и не просто подпевал, а буквально кричал. Когда Шевчук поблагодарил всех за концерт, представил всех участников коллектива и скрылся за кулисами, фанаты начали требовать ещё. Часть молодых к тому времени уже разошлись. Шевчук всё-таки вышел на сцену и исполнил последнюю композицию «Родина». Зал был в восторге.