24 июля 2019

Маленькая боль большой проблемы

«Айка» Сергея Дворцевого способна вызвать не только эмоциональное потрясение, но и, в буквальном смысле, физическое, заставляя почувствовать боль на своем теле.

На протяжении шести лет режиссер через своих друзей в киргизской и узбекской диаспорах собирал реальные истории людей, которые были положены в сюжет фильма. Сергей Дворцевой говорил, что не все истории вошли в фильм, в жизни бывает куда тяжелее. «Айка» — это социальная драме о мигрантах — людях без прав — о гуманитарной катастрофе не только нашей страны.

Фильм показывает нам современные реалии жизни мигрантов в России. Мы следим за постоянной погоней Айки за деньгами (эту роль сыграла Самал Еслямова). Однако, Москва — это вражбедная среда, где она не может найти денег, вылечить свое здоровье, построить хоть какие-то межличностные отношения ни внутри своей диаспоры, ни внутри российского социума. Она одна и ей очень больно.

Авторы фильма показывают боль и страдание разными способами. Совместная работа режиссера и оператора в этом фильме достигает максимальной слаженности, кажется, у этих двух людей не могло быть разногласий во время съемок.

Оператором картины выступила Иоланта Дылевска, польская сценаристка и режиссер, за плечами у которой более двадцати операторских работ. Операторская работа очень похожа на документальное кино — мы находимся в постоянной близости с главной героиней. В сцене побега из роддома оператор бежит след вслед за Айкой. Крупные планы, которые Иоланта снимала с рук, дрожали как девушка, охваченная паникой.

Прием дрожащей камеры отражает внутреннее состояние героини. Она оставила своего только что родившегося ребенка и убегает от него, чтобы продолжить зарабатывать себе на жизнь. Мы до конца так и не узнаем, что же победило сделать ее такой выбор.

На протяжении всего фильма создается впечатление, что Айка постепенно поворачивается к нам: вначале ее снимают со спины, в середине мы уже более отчетливо видим ее профиль, а в самой последней сцене ее лицо со слезами. С каждой минутой переживать за нее и за тысячи таких же девушек по всей России становится все проще, но легче от этого не становится, только наоборот — больнее.

Айка находится в постоянном одиночестве. Дворцевой показывает одиночество в толпе метро, одиночество среди своих и чужих. Есть мнение, что если ты далеко от дома и тебя не может поддержать семья и друзья, то твои соотечественники должны сделать это, но в этом фильме этого не происходит. Когда Айка приходит на свою бывшую работу и видит вместо себя другую киргизскую девушку, она ради рабочего места готова макнуть ее головой в раковину и полоснуть канцелярскими ножницами. И это не единственный случай. Если вспомнить то, что Дворцевой писал свой сюжет на настоящих историях, то скорее всего в настоящей жизни происходит точно так же.

Отсутствие общих планов в съемке делает атмосферу фильма очень камерной. Если Айка кричит, то из-за маленького пространства кажется, что ее звук слышится по всему городу. Однако мы понимаем, что это не так. В последней сцене она остается одна в грязном подъезде, держа на руках своего ребенка, которого хочет продать. Сейчас ее точно никто не услышит и никто ей не поможет.