24 июля 2019

Попытка разрушить старые рамки

В большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова был показ сценической версии произведения Юрия Олеши «Три толстяка». Спектакль-дилогия номинирован на Золотую Маску.

Жюри было отмечено старание не только режиссера и актеров, но и художников, гримеров и декораторов. Действительно, в этом спектакле восхищает всё, но что именно там происходит? Постараемся разобраться в первом эпизоде «Восстание».

«Ребята учились-учились ходить по канату, но в итоге пошёл каскадёр», — рассказывает режиссер постановки Андрей Могучий.

Фотография с группы БДТ имени Г. А. Товстоногова. Автор Стас Левшин

Однажды Юрий Олеша увидел девочку, которая увлечённо читала сказки Андерсена. Олеша сразу влюбился в неё и пообещал написать сказку не хуже Андерсона. Писатель прямо на полу создавал историю о трёх жестоких толстяках. В результате появилась проза, пронизанная огнём революции. Затем режиссёр Андрей Могучий превратил произведение в фантастический и эффектный блокбастер с порталами в другие измерения.

Скриншот с трансляции

«Это всё наш мозг, он рисует нам картину, а объективной реальности нет»

В первые секунды зрители оказываются в темноте, а сцена становится одним большим экраном, с помощью которого нам рассказывают о сближении Сатурна и Юпитера. Это сближение повлекло за собой природные катаклизмы. Но история начинается с того момента, когда в ходе научного эксперимента был открыт портал в мир космического хаоса и на Землю проник спутник тёмной энергии «Т-3». Энергия питалась страданиями и болью людей. В ответ были посланы отряды светлых сил, их задачей было найти единственного оставшегося на Земле учёного Доктора Гаспара Арнери и нейтрализовать «Т-3».

Скриншот с трансляции

«Порталы, может быть, и космические, но носки всё равно продолжают исчезать»,— возмущается доктор Гаспар Анрери (артист Александр Ронис)

Символичным элементом на сцене оказалась стена, которая располагалась позади лаборатории доктора Гаспара Анрери. На стене были объемные цифры и знаки, по которым в один момент вскарабкался сам доктор, как бы намекая на своё единение с пауками, муравьями и жуками, которые хранятся у него в банках. Своим монологом доктор Гаспар дает нам понять, что творится у него в голове. Он на лекции в университете, а зрители – студенты.

Не обходится сцена без философских высказываний учёного: « Я существую, пока вы на меня смотрите — это всё наш мозг, он рисует нам картину, а объективной реальности нет» или «люди не могут воспринимать истину, потому что в нас она уже появляется через фильтры в искажённом виде». Иногда учёный обращался к трём дамам в розовом, они старались объяснить ему, что происходит снаружи. Эти слова можно расслышать и воспринять, только если ты не обращаешь внимания на происходящее, «вау-эффект» спектакля отвлекает тебя от текста актеров.

Скриншот с трансляции

Ты смотришь на изображение битвы, суматохи, войны и, наконец, на въезжающий танк, разрушающий стену, которая ограждала доктора Гаспара от происходящего на площадях и улицах. Спектакль наполнен неожиданностью, после танка зрителей решают удивлять представлением шапито. На сцене появляется балаган с циркачами, акробатами, куклами и медведем дядюшки Аугусто, всё в этом эпизоде пропитано буффонадой, шутовством. То, как режиссёр решает легко менять устройство сцены и ее декорации, можно связать с самим сюжетом произведения — переустройством мира и попыткой разрушить старые рамки.

«Если у вас всё в порядке, завтра мы поправим это»

Скриншот с трансляции

Во второй половине спектакля вводятся новые лица — чиновники Толстяков. Первая чиновница, правая рука Их Толстейшеств, в обмундировании и с косой до пояса приказывает убить канатоходца Тибула. Он может помешать коронации наследника Толстяков юноши Тутти. И да, герой (реальный канатоходец Максим Кагин) действительно шёл по канату над зрителями, а после выстрела буквально упал вниз. «Если у вас всё в порядке, завтра мы поправим это», — высказывается министр войны, капитан Бонавентура (артист Анатолий Петров)

Скриншот с трансляции

«Смерть ублюдку с железным сердцем»

Гимнастка Суок, или девочка с красными волосами — защитница Тибула, хочет спасти его и весь народ от правления Толстяков и наследника Тутти.

Скриншоты с трансляции

Для сказки здесь слишком много смертей, даже в сцене с цирком дядюшка Аугусто рассказывает о битве с медведем Мигелем, повесившемся мальчике и разрешает совершить акт самосожжения. В финале три дамы в розовом сами упоминают об этом: «Очень много кровь. Печаль. Оптимизм нет».

Скриншот с трансляции

Одна из основных целей сюжета спектакля — показать кипение жизни на сцене. Тут тебе и настоящий канатоходец, и карнавал цирковых уродцев, и летающий продавец воздушных шаров, и отряд шести космических разведчиц, который бегает по сцене с устрашающим смехом и песенками, и экраны с видео наследника Тутти, который зловеще смеётся, а так же горожане, солдаты и гвардейцы, создающие батальные сцены. Даже есть Дева-смерть с косой, которая иногда появляется на сцене или проходит около кресел зрителей.

Скриншоты с трансляции

Не зря говорят, что этот спектакль с его грандиозными декорациями сложно переместить на другие площадки, поэтому, если вы любите массовые сцены, красочные костюмы, внезапность и даже каплю абсурда, то вам стоит посмотреть на это вживую.

Если хотите немного атмосферы, то вот вам тизер спектакля: https://www.youtube.com/watch?v=mN98j603CooYouTube1:03