30 января 2020

Познать вселенную: логика против случайности

«Индивиды и атомарные предложения» – спектакль Всеволода Лисовского в сотрудничестве с творческой лабораторией «Угол» из Казани. В Новосибирске показ прошел 24 октября на сцене театра «Старый дом» в рамках фестиваля актуального театра «Хаос». Постановка предлагает зрителю исследовать свои возможности восприятия  –  как мы оценим и поймем тот или иной факт, и нужно ли его воспринимать вообще. 

Атомарное предложение описывает некие единичные обстоятельства, факты, а индивид может являться содержанием этого предложения. Существует индивид, сам по себе, но предложения вокруг него меняются и меняются, выстраиваются в какие-то цепочки, связываются в молекулярные предложения, которые где-то обрываются. Такова концепция, предложенная Бертраном Расселом. 

Перед началом спектакля всем зрителям выдают красные очки, наушники и специальное устройство, через которое можно переключаться на различные уровни: математический и реальный.  В чем между ними разница, публика поймет чуть позже.

«Математику знать необязательно. Ничего знать необязательно. Вообще, зачем вам что-то знать?» – гласит надпись на экране у сцены. Перед началом спектакля режиссер Всеволод Лисовский во вступительной речи говорит, что актуальный театр не передает идею, а создает событие или прецедент. Так он как бы предупреждает, что здесь  нужно не искать глубокий смысл, а довериться своим ощущениям.

На сцену выходят пять актеров – три девушки и двое парней. В микрофоны каждый начинает шепотом что-то рассказывать: кто-то вспоминает молодость, кто-то рассуждает о шубах и старых куклах. Это, так называемый, уровень реальности. 

На математическом уровне можно услышать отрывки из книги Бертрана Рассела, где рассказывается об атомарных предложениях. Все это – под электронную музыку. 

«Вот тут за кулисами стоит коробка с пластинками…Почему-то во всех театрах, куда мы ездили есть такие коробки…», – задумчиво произносит молодой актер, стоящий слева.

«…А мальчишки мои так смеялись. Вот тут кстати в «Макдональдсе» возле театра есть розетка, которая располагается, ну, на высоте метров трех, наверное. Зачем она там…», – прерывает его голос более взрослой актрисы. 

Это канва спектакля – индивиды рассказывают какие-то истории, воспоминания, а предложения, которые они произносят – атомарны, поскольку констатируют какой-то факт, но тут же обрываются, выстраиваются в хаотичном порядке. То есть, искать в этих предложениях какой либо смысл бесполезно. Важно поймать ощущение спектакля, ведь не зря режиссер хаотично переключает микрофоны у актеров. Основное чувство, которое дает зрителю спектакль – чувство незаконченности, расщепленности и неясности. Причем ощущение это дает не только «уровень реальности», но и «математический уровень», поскольку позитивистские логические формулы, о которых на нем говорится, даже для самого внимательного слушателя становятся бессмысленной белибердой. 

Однако, усмотреть логическую нить в спектакле все же можно, если снять очки. Из декораций на сцене – только пустой белый экран. Время от времени на нем появляются анимированные животные –  собака, кот, рыбы. Их очертания можно увидеть и без очков. Но вот увидеть латинские буквы, которые проецируются на футболки актеров, а также надписи наверху можно, только если очки снять. Буквы присвоены каждому из участников спектакля в соответствии с теми самыми предложениями, взаимодействие которых рассматривается на «математическом уровне». Получается, что произносимые актерами предложения перемещаются в математический уровень, и уже там становятся друг другу тождественны, исключают друг друга и выполняют, в общем, стройные математические взаимодействия.

Но в сущности математический уровень нисколько не объясняет спектакль, потому что по итогу так и не ясно, как предложения можно сопоставить, тем более, что все, что произносят актеры –  импровизация, мысли вслух. 

Лисовский в аннотации к спектаклю говорит, что у людей, мало что понимающих в математике есть слабая надежда на то, что всю нашу Вселенную можно как-то логически объяснить, свести к единой формуле. Но «Индивиды и атомарные предложения» доказывают, что мир, в сущности, непознаваем, и что объяснить его и с точки зрения математики, и с точки зрения обывателя не представляется возможным. 

В конце концов, мысль (именно мысль, а не идея) о непознаваемости мира отлично соотносится с фразой Лисовского о том, что его спектакли вовсе не спектакли. Тем более что четвертая стена между сценой и зрителем разрушилась прямо на спектакле, когда одна из актрис прошептала в микрофон: «Лена, не смущай меня», а кто-то из зала крикнул: «Лена, не смущайте ее!» . «Спектакль» Лисовского, таким образом, наводит на размышления о том, что вообще такое современный театр и кто в нем актер, а кто зритель. 

Автор: Александра Пугачева