22 июля 2019

Приземлённая Поднебесная

Клумбы с цветами всех оттенков радуги, отливающие серебром небоскребы, эстакады, пересекающиеся на разных уровнях так, будто парят в воздухе, скоростные автомагистрали со всеми марками автомобилей на них, старинные памятники архитектуры, Великая Китайская стена, почитание традиций… Мусор на улицах, чавканье за столом, большое загрязнение воздуха, плохой уровень владения английским языком, смешение запахов улицы. Всё это можно сказать о стране, чьё развитие стоит на первых местах почти по всем показателям, но в то же время мнение иностранцев о которой весьма и весьма неоднозначно. Всё это о Китае.

Китайская Народная Республика (КНР) хоть и является страной контрастов, но всё же в одном она неизменна — в духе коллективизма. Во многом это предопределил режим страны — коммунизм — и правящая партия, которая контролирует все стратегически важные направления и строго ограничивает свободу высказываний, собраний и убеждений. Всем известная проблема иностранца в Китае — отсутствие выхода в мировые сети Google, Facebook, Instagram — лишь на первый взгляд кажется детской затеей. Но правительство действительно бросает все усилия, чтобы не допустить попадания китайских пользователей интернета в глобальную сеть, например, использует более двух миллионов интернет-полицейских, следящих за цензурой и скачками общественного мнения. По приезду в Поднебесную, можно заметить, что абсолютно всё, что необходимо рядовому продвинутому китайцу, можно найти в WeChat — китайской мобильной коммуникационной системе. С помощью неё люди могут не только обмениваться сообщениями, звонить, выкладывать различные посты в «Моменты», но и заказывать еду, оплачивать свои покупки в магазинах, такси, заказывать билеты на самолеты, поезда и многое другое. Гуляя по улицам мимо маленьких лавок или же добираясь до дома на такси, можно заметить, что у каждого продавца и водителя есть картинка с QR-кодом, отсканировав который можно расплатиться с ним по WeChat. В отличие от других стран, в Китае нельзя заказать такси в интернете и заплатить наличными. Вы удивите водителя протянутыми купюрами точно также, как русских таксистов — неизвестным WeChat. Можно подумать, что данная система держит под контролем все сферы жизни людей, а с ней и весь Китай.

Если же затрагивать трудовые будни жителя Китая, а с ними и экономику страны в целом, то можно сказать, что Китай является одним из лидеров по этому направлению. Этот факт никого удивлять не должен, ведь всем известные трудолюбие и усидчивость китайцев показывают себя ещё на школьной скамье. Многие замечают, что именно в этой стране закончить школу труднее, чем университет, потому что качества, вырабатываемые и доведённые до автоматизма за школьные годы, облегчают обучение в высших учебных заведениях. Обычным является и то, что любой школьник владеет английским языком куда лучше, чем взрослый человек. Но общей уровень знания иностранного довольно-таки низкий. Именно в Китае турист может почувствовать себя не в своей тарелке из-за того, что не сможет объяснить с помощью международного английского языка свою просьбу или проблемы случайному обывателю. Конечно, исключения есть в любой стране, но, говоря о рядовых жителях (каких большинство), тенденция к незнанию английского и любого другого иностранного языка велика. Но всё же это не мешает людям со всего мира каждый год приезжать в Китай по работе, на отдых или просто в качестве заядлого путешественника. Хотя, по разным причинам, уровень европейских туристов не высок: в первую десятку стран-поставщиков иностранных туристов входят Мьянма, Вьетнам, Республика Корея, Япония, Россия, США, Монголия, Малайзия, Филиппины и Индия. Список стран опубликован Китайской академией туризма 27 июня в «Годовом отчете по развитию въездного туризма в Китае 2018 года». Ранее Академия общественных наук Китая провела опрос в 23 странах мира для выяснения причин, по которым люди не хотят посещать Поднебесную. Такими причинами оказались:

— серьезное загрязнение окружающей среды;
— большой разрыв между классами бедных и богатых;
— ухудшение имиджа страны в глазах опрошенных;
—проблемы в обеспечении общественной безопасности.

Те люди, которые всё же приезжают в Китай, зарабатывают культурный шок. Впервые данный термин был введен американским исследователем Калерво Обергом, по мнению которого, культурный шок — это тревога из-за потери привычных людям социальных символов и знаков взаимодействия. В КНР мир устроен действительно по-другому, и 9 из 10 людей скажут, что испытали настоящий культурный шок, прибыв в эту азиатскую страну в первый (а иногда и не в первый) раз. Это возникает от того, что традиции страны туриста и традиции китайского народа не совпадают, а некоторые даже не пересекаются и являются оппозиционными.

— Когда я прилетела в Китай по работе, я почувствовала себя так, будто это мое худшее решение за всю жизнь. Я чувствовала себя такой потерянной — никто не понимал меня. Не говорил по-английски. Также в моей стране улицы всегда чисты, поэтому моим впечатлением было то, что Китай — очень грязная страна. И еще я заметила, что все выглядят очень бедными. А запах уличной китайской еды был настолько непривычен, что первые 5 дней нахождения в стране, я постоянно чувствовала его повсюду. Будто так пахнет сама страна, —рассказывает свои впечатления от Китая жительница Бразилии Исадора.

Девушку также удивило то, что в Китае очень многолюдно и правила для мопедов и велосипедов настолько свободные, что тротуары больше подходят для двухколесного транспорта, чем для пешеходов. Несовпадение ее ожиданий с реальностью, а также различия в традициях Бразилии и Китая привели ее к культурному шоку, который, впрочем, прошел через 2 недели пребывания в чужой стране.

— Я помню, что моментом, когда я перестала ненавидеть Китай и думать о нем плохо, была моя первая поездка на метро. В моем городе метро нет, поэтому сначала было довольно-таки страшно, но зато потом я увидела, насколько это место красивое, удобное и современное. Небоскребы также поражают. Но создается впечатление, что правительство вкладывает деньги как раз в здания, а не в самих людей. Я поняла, что всё зависит от того, как посмотреть на Китай и с какого ракурса.

Но для каждого человека культурный шок может наступить по разным причинам. Чтобы разобраться в этих понятиях, а также избежать их, следует знать их типичный набор. Для жителей России и Европы такими причинами чаще всего являются:

— постоянный шум;
— загрязненность;
— отличия в менталитете;
— культ европеоидной расы.

Первые дни нахождения в КНР у многих людей возникает головная боль с каждым выходом на улицу. Причина этому постоянный шум, который издают спешащие по своим делам китайцы — они сигналят прохожим, зовут друг друга, а во время обычного разговора говорят довольно громко.

— Да, мы любим сигналить по разному поводу, но это потому, что темп жизни в Китае очень быстрый, люди постоянно спешат куда-то, не думая о других. С другой стороны, водители заботятся в том числе и о безопасности. Я думаю, это такая китайская особенность, — объясняет житель Шэньчжэня Том, работник компании Vivo.

Но шум — это то, к чему можно со временем привыкнуть, а вот загрязнение воздуха постоянно негативно влияет на здоровье не только туристов, но и местных жителей. Экологи всего мира бьют тревогу и требуют от Китая достоверных сведений о своем экологическом положении. Власти страны постоянно замалчивают результаты проб воды, воздуха и почвы. Большое количество заводов и фабрик, обеспечивающих Китаю экономический рост, выбрасывают в атмосферу тонны отравляющих веществ, что ужасно сказывается на экологии страны. К тому же Китай занимает первое место в мире по использованию угля — самом загрязняющем топливе в мире. Давно стало нормальным ношение медицинских масок в повседневной жизни, ведь они помогают хоть как-то защитить здоровье человека от пагубного воздействия воздуха Китая. Никого не удивишь и такими особенностями будней, как наличие парикмахеров-любителей, которые готовы изменить ваш внешний вид тут же на улице, используя лишь стул, повешенное на дерево зеркало и старую бритву. Нельзя не заметить и реакцию китайцев на иностранцев.

— Я никак не могла привыкнуть к излишнему вниманию во время обычной прогулке по улице — каждый прохожий мужчина считал своим долгом поздороваться со мной, обязательно на английском языке. Позже тайна такого дружелюбия была раскрыта, — рассказывает Даша, модель из России. — Было странно узнать, что у китайцев просто какая-то мания на иностранцев с белой кожей! Я к тому же блондинка!

Такая реакция не случайна. Культ белой кожи превалирует над остальным: каждая женщина в Китае, следящая за собой, обязана иметь свой собственный зонтик от солнца. Иметь друга-иностранца с белой кожей для китайского обывателя — это гордость, которой можно даже делиться в WeChat с остальными посредством фотографий. Часты случаи, когда к иностранцам на улице подходят незнакомые китайцы с просьбой сделать фотографию на память. Странная просьба, но отказать довольно-таки сложно, ведь в этом нет ничего сложного. А использование специальных приложений для фотографий изменяет внешность китайцев так, чтобы они были больше похожи на европеоидную расу: увеличиваются глаза, сужается овал лица, белеет тон кожи. Так, приложение MeituPic собрало 456 миллионов пользователей, которые публикуют больше 6 миллиардов фотографий каждый месяц. Кроме того, компания Meitu Inc. разработала серию таких фоторедакторов, как Beauty Plus, Poster Labs и Meipai. Каждое приложение помогает улучшить черты лица, что иногда доходит до абсурда. Зато такое отношение к иностранцам дает возможность многим отправится на заработки, ведь квалификация вкупе с белой кожей и европейской внешностью дает в Китае отличный результат. В WeChat создаются целые групповые чаты, в которых каждый желающий может написать, какими навыками он обладает и на какую работу рассчитывает. Чаще всего работодатели оказываются рады такому пополнению, использовав это как улучшение имиджа. Так, например, ночные клубы и некоторые рестораны Китая организуют бесплатные вечера для иностранцев, во время которых внешний вид людей используется в качестве рекламы — от них ничего не требуется, кроме хорошего времяпровождения, но всё же садят иностранцев поближе ко входу или окнам, чтобы показать прохожим — ресторан ценится не только китайцами. Конечно, такие вечера полностью бесплатны для иностранцев, что не может не радовать туристов.

С каждым годом интерес к изучению культуры и языка данной страны только растет, что совершенно понятно.
— Китай — одна из немногих стран, которая в условиях глобализации сохраняет древние традиции. В её культуре ничего не бывает просто так: каждый знак, цвет, предмет что-нибудь да означает, — поясняет свой выбор языка Анастасия Емельяненко, студентка 2 курса НГУ кафедры востоковедения. — Китайский язык поражает своей точностью и многообразием. Для каждой ситуации существуют свои точные глаголы или, к примеру, прилагательные.

В целом, Китай — это страна, к которой нужно понимание. Перед посещением любой точки мира стоит ознакомиться не только с историческими и культурными особенностями этой области, но и с тем, что спрятано от обычных глаз обывателя. Тогда вам не придётся испытать культурный шок, а путешествие пройдёт не только под эгидой новых впечатлений, но и удовольствия.