22 июля 2019

Пыльно тут у вас

Корреспондент журнала сходил на премьеру спектакля «Пыль» в театр «Старый дом» и рассказывает о спектакле.

Спектакль «Пыль» — определённо новое и ни на что не похожее культурное событие для Новосибирска. Это документальный спектакль, построенный на историях некоторых жителей этого города. На сайте «Старого дома» сказано: «Это известные в Новосибирске журналисты и блогеры, бизнесмены, учёные, коллекционеры, архитекторы. Используется новая форма работы с документальным материалом: каждый артист, занятый в постановке, становится куратором конкретного документального прототипа». Звучит громко, и в результате так и получилось. Актёры брали интервью у людей и на основе историй, рассказанных им, строили свой образ. Так, на деле мы видим девушку, которая для перформанса вышла замуж и, кажется, сильно пожалела об этом далеко зашедшем акте искусства; пожилого мужчину, который вслух раздумывает о своих буднях; архитектора, который ведёт полемику с молодым человеком об устройстве города и пытается его убедить, что Новосибирск — это вообще-то и неплохо; женщину, которая от танцовщицы эротических танцев прошла путь до матери, которая до ужаса несчастлива в браке. Так как спектакль документальный, то герои, выход которых завязан на их профессии, рассказывают зрителям буквально мини-лекцию. Яркий пример этому — программист, объясняющий, что такое Big Data. Получается интерактивно, потому что зрителей просят использовать телефон и даже говорить.

Все эти истории, конечно, завязаны на теме пыли, города, культурного пространства и пространства вообще. В предыдущем материале я говорил, что современные спектакли описывать не имеет смысла, но если «Пыль» оставить без описания, то читатель подумает, что спектакль в своей странности и непонятности достигает пика.

Вы заходите в тёмный зал. Посередине — квадратная сцена, над которой висит шар. Шар представляет собой одновременно и экран, куда транслируется другая составляющая спектакля, проходящая в лофт-парке «Подземка», и образ нейросети, искусственного интеллекта. Его назвали Юрий. Он разговаривает со зрителями и зачитывает им разную статистику, по теме связанную с выступлениями героев.

Происходящее в «Подземке» — это настоящий перформанс, в котором нет актёров, кроме самих зрителей и «Юрия». Это больше походит на дополнение к спектаклю, чем на его вторую часть, потому что основа — в «Старом доме». Тем не менее это увлекательнейшее дополнение.

В итоге всё это, начинаясь от рождения и затем кончаясь как бы смертью, сливается в стильный поток историй (в одной даже с живой музыкой), которые в этой цепи дают портрет городу здесь и сейчас. Антракта нет, вместо него — прямое общение со зрителем в ходе действия.

Кто это выдумал?

Режиссёр спектакля — Михаил Патласов, одна из первых фигур в документальном театре. В рамках проекта «Петербургская документальная сцена» он поставил спектакль «Антитела», который был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль малой формы», а режиссёр получил премию за лучший дебют года. Также спектакль был отмечен специальным призом жюри Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «ПРОРЫВ». Позднее он получил «Золотую маску».

Возможно, все описания и попытка рассказать о происходящем на сцене не добавляют ясности к пониманию спектакля. Поэтому сходите на него, оцените, поддержав «Старый дом» в создании важных — для всего города — экспериментов.