18 июля 2019

Разговор в гримёрке

Пьеса-интервью в четырех действиях

Действующие лица: актрисы «Первого театра» и спектакля «Наташина мечта» Дарья Тропезникова, Карина Мулева и Ксения Шагаевская.

Место действия: помещение гримёрной комнаты с большими зеркалами и ярким светом.

I

Вы недавно были на фестивале в Новокузнецке. Как он прошел?

Карина: Прошло всё здорово. Было три насыщенных дня фестиваля. И в день мы могли посмотреть три или четыре спектакля. Это было здорово. Привезли мы с собой диплом за лучшие женские роли.

Мы показали наш спектакль. Обсудили его с критиками, с Рудневым и Висловым (прим. Павел Руднев, один из крупнейших исследователей театральных процессов в стране и Александр Вислов, театральный критик). Они сказали, всё что они думают, поругали, похвалили.

Дарья: Очень душевный фестиваль. Мы познакомились с ребятами из других театров. Произошел обмен эмоциями и творчеством. Мы были в восторге от некоторых спектаклей.

Ксения: И здорово, что это рядом.

Дарья: Да, это Новокузнецк. У них обалдеть какой красивый театр.

Ксения: Пять этажей, мы бегали туда-сюда.

— Как думаете почему «Наташина мечта» идёт с таким успехом?

Ксения: Так как я наблюдаю за девочками, за их ростом, я вижу, что это их история, она искренняя, по-настоящему. Они работают, не халтуря.

Карина: Я ещё хочу добавить. Когда мы были на фестивале один из критиков сказал, что думал, что «Наташина мечта» — пьеса, написанная в 2008 году и она показывает пласт 90х годов, что сейчас она не актуальна. Но он говорит, что мы доказали обратное. Что эта пьеса актуальна и сейчас. Если не смотреть на какие-то слова: диктофон, видеомагнитофон. Это всё не очень важно. А сама история актуальна всегда. Девочки влюбляются, девочки кончают жизнь самоубийством, девочки дерутся. И каждый в ней узнает себя.  И каждый узнает свою юношескую любовь, вспомнит и переживёт.

Дарья (смеется): Не факт, что именно так у них было.

Карина (смеются): Кто-то там вспомнит, как мама заставляла их заниматься танцами и прочим. Как мамы не было.

Дарья (Обращаясь к Карине): Да вот я и говорю, что не все.

Карина: Вообще сама история создания. Это не было принуждением или планом. А это было самостоятельно.

Дарья: Грубо говоря, это наша инициатива, чтобы этот спектакль был.

Карина: Да, инициатива Даши Тропезниковой, которая принесла первую «Наташину мечту». И нашему режиссёру Павлу Валентиновичу Южакову очень понравилось и буквально через некоторое время, он предложил сделать спектакль. Они позвали меня…

Ксения: Я вообще на этом проекте была помощником режиссёра.

Карина: Потом сказали: «Там же есть ещё третья история. А давайте у нас будет третий персонаж». И Ксюша подключилась. И общими усилиями, на личной инициативе, в любви и радости у нас ставился этот спектакль.

Ксения: Это для нас какая-то наша история. Секретная.

II

— Как вы считаете, актерами нужно профессиональное образование или это всё-таки дар?

Карина: Нужно профессиональное образование

— В какой степени?

Карина: Мне кажется это больше дисциплина. Потому что, когда у человека есть дар он относится к этому как к дару. Но не все. Есть люди как например Охлобыстин. У него нет актерского образования, но он прекрасно играет в фильмах и везде. Хотя он, когда даёт интервью, говорит, что ему это очень сильно мешает. Несмотря на то, что он много читал и занимался, всё равно есть такие вещи, которые можно узнать в процессе учебы.  Какие-то мелочи. Как шахтер ходит на работу и у него есть законы, и в театре также. Да, можно идти по наитию, но мне кажется, что рано или поздно можно столкнуться с препятствием, которое не сможешь преодолеть в силу того, что нет необходимых навыков.

Дарья: Я считаю, что должно быть образование. Хотя сейчас многие практикуют, что там с улицы кого-то взять и он там будет органично смотреться в кадре или на сцене. И что? А дальше? Просто посмотреть на органичность? Вот мы ходим по улице и видим кучу актеров. И даже засматриваешься на них, потому что они суперорганичны. Но ничего более.

Карина: Просто сейчас такая тенденция, что в жизни, то на сцене. Но я не приверженка этого. Это искусство. В любом случае это какая-то призма, через которую нужно смотреть. Это искаженная реальность, которая либо лучше, либо хуже. Немножко она должна быть эстетически оформлена.

Иначе ты можешь сесть и на лавке смотреть на бомжа. Какой он интересный.

На фото Дарья Тропезникова

— Как вы готовитесь к выступлениям?

Дарья: Выпрямляем волосы, наносим макияж. А если про ритуалы… Любимый — это подержаться за ручки. А так нас всего тут три девочки, каждый готовится, что-то у себя внутри ищет. Чтобы это было напоказ. Тренингов, разминки нет.

Карина: Вообще смотря какой спектакль. Есть много спектаклей, где есть физические нагрузки, танцы. Размяться там нужно. И голосовые тренинги тоже есть. Но не всегда. Артисты ленивые. Это плохо, кстати.

— Что самое странное вам приходилось делать на сцене?

Ксения: Раздеваться

Карина (Вскакивает со стула, и сопровождает действия движениями): У меня было на репетиции. С Сергеем Чеховым мы ставили «Блонди» и он всячески извращался над нами. Мы репетировали и репетировали, а потом приходим и режиссёр: «Есть идея. Сережа Гуревич иди сюда». Он подходит. «Смотри ты сейчас в ширинку запихиваешь воздушный шарик, Карина ты встаёшь на колени, достаёшь зубами шарик, а потом поднимаешься и вы начинаете целоваться». И мы «Ты серьезно?». «Да, давай». И мы сделали это один раз, показали нашему худ.руку и он сказал: «Не надо, ребят».

Ксения: Я вспомнила. Я в двух спектаклях целуюсь с девочкой, и Сережа Чехов сказал: «Вот ладно вы на репетициях целуетесь так, а на спектакле с языком».

Дарья: Вот я тоже сейчас сижу и не могу вспомнить ничего. У нас вообще весь спектакль «Блонди» странный. Видимо в этом спектакле мы делали всё самое странное.

III

 — Так как вы молодые в этой индустрии, то есть ли у вас связь поколений со старшими. Опыт, который они вам передают?

Карина: Да конечно, у нас вообще Новосибирск очень маленький город.

Дарья: Это театральная Мекка.

Карина: У нас кругом все друзья из разных театров, разных возрастов. Вот мы сейчас, например, в Факеле играем и к нам приходят актёры, смотрят, потом обсуждаем. И они говорят «да вот это круто, объясни это». И так по поводу любых спектаклей и любых премьер. Мы близко общаемся.

На фото Карина Мулева

— Карина, вы пришли в театр в 11 лет, было ли желание заняться чем-то другим?

Карина: До 11 было, но после нет. Это опять же лень, наверное. Ты уже когда пришел, вот здесь получается. Когда в университет поступала, там были сомнения. Когда в Москву поехала, меня не взяли. Когда здесь меня взяли на платное и у меня чуть планка упала. «Я же вроде бы должна быть звездой, а что-то не звезда». А вообще нет. Всё равно хочется в этом направление двигаться.

— Какая ваша мечта, связанная с работой?

Карина: У нас сложный период для работы, на самом деле. Я недавно замуж вышла. Ксения скоро выходит. У Дарьи всё хорошо.

(Секундное молчание)

Ксения: Мы хотим открыться.

Дарья: Мы хотим, чтобы у нас открыли площадку. Это самая главная мечта. Ещё, мы, когда только пришли, у нас не было фестивалей. И сейчас мы поехали в Новокузнецк, потом в Москву. И это так здорово: общаться с другими людьми, городами. И хочется больше поездок, больше фестивалей.

— Какая ваша любимая постановка, из других театров?

Ксения: У нас есть втроем. «Тихий Дон», который приезжал на Рождественский фестиваль.

Дарья: Да, он просто шикарный. Я сначала думала, что мы не вытерпим столько времени сидеть (прим. Спектакль длится 8 часов). Но там было невозможно оторваться. И потом ребята из Карелии и Петрозаводска. Спектакль «Машина едет к морю». Меня так пробило. Я вдруг поняла, что всё что мы делаем — не зря.

Карина: Да, знаете, иногда бывает посмотришь спектакль и думаешь: «Зачем мы всё это делаем»? Такое упадническое настроение. А вот посмотришь хороший спектакль, и тут же выйдешь и хочется что-то делать. Это такой подъем. И мне очень нравится в старом доме «Сиротливый запад».

Ксения: Я согласна с Кариной. Мы обе под впечатлением.

IV

— Какие уроки вы получили и какие выводы сделали, которыми хотели бы поделиться?

Карина: У меня, наверное, один вывод меньше п**деть. Больше делать. Артист вообще склонен, чтобы жаловаться. Всегда найдется то, что плохо. И я тут поняла, что нужно меньше жаловаться и больше делать свою работу и делать её хорошо. Любую работу нужно просто делать, чтобы тебя устраивало. А по-другому и зачем тогда?

Дарья: И не должна не нравиться работа. Ты должен поработать над собой и узнать, почему она тебе не нравится и найти в ней, что тебе нравится.

Карина: Вот даже у нас нет площадки и мы тоже очень часто начинаем ворчать. А потом в какой-то момент приходит «бум». А что жаловаться? У тебя есть работа, тебе платят за любимое дело, есть площадки. Театр развивается. И хрен с ней, что у нет площадки. Просто занимайся делом, не жалуйся.

Ксения: Мой вывод, что я умею искренне радоваться. Вот вы представляете такие ситуации, когда вы стоите и девчонки получают грамоты, вдвоем, а нас в спектакле трое. И для любого артиста это сразу же какое-то самолюбие просыпается, и мне хватило десять минут чтобы пар этот выпустить. Я к этой работе отношусь очень искренне и уважаю работу девчонок.

На фото Ксения Шагаевская

— Как вы оказались в «Первом театре»?

Карина: Мы с Ксюшей попали после института.

Дарья: Наш художественный руководитель пока мы учились он нас набирал в театр. Я уже с третьего курса играю в Первом.

Карина: Мы сами знали, что после выпуска попадем к Павле Валентиновичу и даже вопросов не возникало куда идти. Всё сразу было понятно.

Дарья: У нас очень хороший коллектив.

Карина: Большинство коллектива выпускники Южакова. И даже другие ребята вписываются очень тесно.

Ксения: Близко.

Дарья: Как любит называть нас художественный руководитель: «Театр – дом».

Карина: У нас всё вместе.

Конец.