24 июля 2019

Сергей Меньшиков: Открой глаза и смотри

Корреспондент “Место Встречи” побывала в гостях у новосибирского художника Сергея Меньшикова в его мастерской. Разговор шел о выставках, современном искусстве и о гармонии.

— Вы пишете в разных жанрах от пейзажа, натюрморта, портрета до работ, выполненных в абстрактном стиле. Как вы в них не путаетесь?

— Я сам не могу понять. Отдаю себе отчет в том, что у меня очень разноплановая живопись. Возникает вопрос у многих специалистов, как это все мог написать один художник?  Мне просто хочется пробовать и то, и это. Увидишь какую-то манеру и думаешь, что у тебя может лучше получиться или так же хочешь картину написать. Сейчас я определился со своей стилистикой и работаю в ней. Человек может писать на одну тему, вторую и третью, но язык у него один и тот же. Я слышал от художников, что нужно найти свою манеру и идти до конца. Мне это не подходит. Почему я должен ограничивать свою свободу? Хочу — так делаю, хочу — по-другому. Для примера, возьмем Пабло Пикассо. Он таким разным был! Тем не менее велик.

— К чему вы стремитесь в своих картинах?

— Я стремлюсь к той гармонии, которая во мне звучит. К гармонии с собой в мире.

— Что для вас гармония?

— Для меня этот вопрос довольно ясен, но трудно выразим. Трудно объяснить, что такое париться в бане человеку, который ни разу в бане не парился. Сочетание цветов, как музыка. Картины — состоит из цветов, как и мелодия, которая состоит из нот. Но сам по себе цвет — это не цвет, как и одна нота. Так вот, гармония — это сочетание цветов, которые отличаются друг от друга на расстоянии. У меня был приход. На остановке стоял скучал, мелодию напевал, а потом просто почувствовал приток, который одновременно является и музыкой, и цветом. Вот пришел автобус, все закончилось. Я воспринял это, как устойчивый не менявшийся поток, который человек, уловив, превращает в музыку или в цвет. Ее и выражаю на своих картинах. В этом я вижу смысл изобразительного искусства. Оно обманчиво тем, что там что-то изображено и огромное количество людей на это ведутся. Что? А на самом деле “что” – это фантик в которое завернуто “как”. Сюжет – это заманка, а информация – то, как это сделано. Как свет сочетается, какая игра, какая цветовая драматургия и так далее.   

— Как вы относитесь к современному искусству?

— Есть искусство и все. А вот то, что называют актуальным, авангардным искусством к самой живописи отношения не имеет. Люди, которые стараются влезть под эту крышу — это те, кому лень трудиться, они хотят стать знаменитыми. Экраны ставят, акул формалином заливают или бумажки разбрасывают, но по сути там ничего нет. Актуальное – это злободневное, сегодняшнее. Это задача журналистики, а не искусства. Искусство – это вечное, это гармония. Задача художника — показать то, что другие не замечают. Когда пишешь каждый день, чаще попадаются моменты, которые тебя задевают. Отображая обыденное, показываешь человеку, что его окружает. Открой глаза и смотри.

—  У вас бывают моменты, когда вы недовольны своей работой?

— Конечно. Много причин бывает. Главное, не получается найти гармонию в цвете, смотришь на картину и нет никакого удовлетворения. Нет у меня душевного комфорта от нее! Вот это и это нужно переделать –  одно мученье и каторга. Если ты профессионал, то встаешь к холсту и работаешь, и бывает так, что работа пошла. А “вдохновение” профессиональные художники не любят, это слово для домохозяек. Хорошая картина — результат труда.

—  Для кого вы пишите свои работы?

— Для себя, потому что хочется. Это труд в котором реализуется мои возможности и ресурсы. Манера такая, создавать вокруг себя среду, которая нужна мне самому и картины из этого не выпадают. Я не знаю, почему стал именно художником. Так получилось, что попал в это пространство. Попал бы в какое-то другое, может, толка больше было бы, кто знает.

— Вы очень уважаете отца — знаменитого советского скульптора. Он как-то повлиял на ваше творчество?

— Отец на меня не оказывал влияния и никак не подговаривал, чтобы мы с братом художниками стали. Работы мои он никак не критиковал, рано ушел, нечего было тогда критиковать.

—  Вы участник многих выставок. По какому принципу отбираются картины?

— В союзе художников есть активный председатель, он планирует выставку, согласовывает ее с Москвой, составляет регламент. Предлагает, давайте она будет вот такой, к ней мы допустим вот таких: только союз художников, или еще новосибирский союз, или она будет всеобщей. Все это обсуждается, а потом объявляют, какие картины к ней допускаются. Художник смотрит, есть ли у него такие произведения и несет на отбор выставкома. Выставком – это компетентные люди, которые способом голосования отбирают работы  на саму выставку. Сегодня это хорошее наследие СССР. Все-таки это фильтр, если ты идешь на выставку союза художников, то ты знаешь, что там качественные работы и от этого повышается ее уровень.

—  Как нужно воспринимать картины?

— Картины воспринимаются на твоем собственном уровне. Людям или нравится, или не нравится. Не нужно напрягаться, если тебе что-то навязывают, возможно, ты просто не созрел, или это и правда какая-то ерунда.

О картинах сложно говорить, они пишутся, чтобы на них смотрели.

01. «ДОСПЕХИ». Холст, масло. 70 Х 50. 2007
02. «БРУСНИКА И ГРУЗДИ». Холст, масло.70 Х 90. 2015.
04. «СОЧЕЛЬНИК». Холст, масло. 100 Х 120. 2001.
03. «ПРОЕКТ ЗАГОРОДНОГО ДОМА ДЛЯ ЛЮБИМОЙ». Холст, масло.70 Х 90. 2007.
05. «БЕГ». Холст, масло. 120 Х 200. 2013.