24 декабря 2020

София Коловская: «Рисование, как язык, — нужна регулярная практика»

2 октября в книжном магазине «Перемен» прошла презентация неформального путеводителя «Петербургский Алфавит» иллюстратора Софии Коловской, автора комикса «Маленькая гора» и проекта «One day one sketch». София пять лет назад создала «Петербургский Алфавит», а этой весной перевыпустила и обновила книгу. В Новосибирске иллюстратор провела первую презентацию нового «Алфавита» и встречу с читателями, на которой рассказала, как сделать один из самых популярных путеводителей по Петербургу и как рисовать 6 лет подряд каждый день и не сойти с ума. 

— Я не ходила в художественную школу, но мне всегда было интересно рисование, — начинает рассказ о себе София Коловская. Коренная петербурженка окончила бакалавриат и магистратуру факультета «Графического дизайна» в СПБГУ и магистерскую программу «Visual communication» в университете Хельсинки. — На одних курсах по иллюстрированию, где преподаватели менялись через несколько дней, я у каждого спрашивала: «Что нужно, чтобы быть иллюстратором?» Ответ один: «Надо рисовать». Рисование —как изучение языка: нужны регулярные тренировки и практика, тогда сможешь стать профессионалом. Значит,— решила я — буду рисовать каждый день. Чтобы не лениться, мне нужен внешний стимул. Публичный позор для меня сильная мотивация, поэтому в 2014 году создала паблик во «ВКонтакте» «One day one sketch», пригласила друзей и начала челлендж для самой себя. Он продолжается до сих пор.

Маленькие иллюстрации, скетчи, комиксы — на стене группы проекта более 3,5 тысяч авторских рисунков. «One day one sketch» помог Софии не только эволюционировать в рисовании, но и найти первые заказы. Когда паблику «One day one sketch» было всего год, художницу позвали поучаствовать в выставке от лофт-проекта «Этажи», из которой родился «Петербургский алфавит».

Питер по буквам

— Выставка оказалась очень популярной. Идея неожиданно выстрелила. Кто-то даже снимал и уносил буквы с собой, и мы не досчитались многих работ. А пока шла выставка, каждый день какой-то человек перевешивал картины местами, меняя алфавитный порядок. 

После выставки проектом заинтересовался издательский дом «Питер», который в серии неформальных путеводителей уже выпустил путеводитель по культовым и злачным местам общепита каналам и водным объектам города. 

— «Питер» предложил напечатать мой алфавит в их серии «Неформальный путеводитель». У меня было одно условие: я отрисую, сверстаю и напишу всё сама.

Иллюстратор перенесла выставку в книжный формат, добавила к известным ленинградским достопримечательностям свои любимые магазинчики, бары и кафе, знаменитых петербуржцев  и локальные факты о городе. Путеводитель сразу стал летним бестселлером магазина «Подписные издания».

— Неожиданно для меня эта идея нашла отклик, так что если думаете сделать что-то такое про Новосибирск, то дерзайте. Местные штуки заходят не только горожанам, но и туристам. Скажу сразу: с этого я не заработала миллионы. Книги — вообще не то, на чём можно сделать большие деньги [на этих слова сидящая в углу сцены Анна Яковлева, директор книжного магазина «Перемен», понимающе кивает].

— За пять лет «Петербургский алфавит» устарел, и когда «Питер» предложил нарисовать новую обложку для переиздания, я решила перепечатать книгу полностью. Первую книгу отрисовывала от руки, обновлённый «Алфавит» сделала «в цифре». Если захотите выпускать книгу со своими рисунками — приготовьтесь, это кропотливая работа.

Советы от иллюстратора и графического дизайнера:

  1. Если вы рисуете для печатного издания, то не забудьте оставить пустое место под корешок книги на каждой странице, чтобы рисунок после прошивки не срезался и не сместился. Лучше заранее уточнить у издательства, сколько места на это нужно.
  2. Разработайте удобную структуру и нумерацию, чтобы читателям было проще ориентироваться в книге.
  3. Избегайте висячих строк, когда на последней строчке странице оказывается одно слово (в вёрстке его называют «вдова»).
  4. Обязательно сделайте перерыв, отвлекитесь от работы и посмотрите на неё свежим взглядом. Так сможете заметить какие-то недочёты, которые упустили в процессе, потому что глаз замыливается.
  5. Сохраняйте промо-материалы, поэтапные результаты, исходники и спокойствие!

— Как найти издательство?

— Чтобы вас заметили, нужно показывать свои работы, выставлять их хотя бы в интернете. Так меня пригласили на первую выставку. Другая история с комиксом «Маленькая гора». Я напечатала комикс на английском небольшим тиражом около 100 экземпляров за счёт донаций подписчиков и решила выпустить его на русском. Издательство в этом случае помогает, в первую очередь, не напечатать, а распространить книгу. Писала в течение года в разные комикс-издательства, но никто не отвечал. Когда уже почти сдалась, маленькое Московское издание «Jellyfish Jam» заинтересовались моим проектом, попросили посмотреть и согласились. Кстати, не переживайте, если просят скинуть посмотреть проект, никто не присвоит вашу книгу. Но показать надо готовую работу, чтобы издательство понимало, с чем вы к ним пришли.

— Как реагировать на плагиат?

— Одна студентка невольно копировала мой стиль и переживала из-за этого. Я посоветовала ей подумать, что нравится в моих работах, и сделать это по-своему. Сейчас у неё получаются свои крутые штуки. Никто не существует в вакууме собственного творчества, иногда можно случайно вспомнить какую-то идею, которую раньше где-то видел, и даже не подумать, что ты кого-то копируешь.

— Как воспринимать критику со стороны?

— Когда ты демонстрируешь свои работы, то получаешь меньше критики, чем в личном блоге. Например, у моей подруги миллионная аудитория и в комментариях столько хейта. Я такого никогда не получала, потому что выставляю картинки. Между зрителем и тобой есть буфер из твоих картинок, который, наверное, как-то смягчает волну критики. Если человек пришёл к тебе на страницу для того, чтобы только сказать что-то плохое, это говорит о нём самом, а не о тебе или твоих работах. 

— Как справится с внутренним критиком?

— Никто не критикует нас больше, чем мы сами. Сказали бы всё, что говорите в адрес себя и своей работы другу? Стали бы  так с ним разговаривать? Тогда почему так общаетесь с собой? К себе нужно относиться, как к другу. Нельзя постоянно критиковать себя. В этом мне помогает ежедневное рисование: когда ты рисуешь каждый день, то не можешь постоянно выдавать шедевры, это физически нереально. Планка ожидания снижается, а с ней снижается и самокритика. Я не в восторге от каждой своей работы, но думаю так: «Окей, сегодня будет такая штука, а завтра  будет что-то классное». Это помогает мне развиваться дальше.

Иллюстрации спикера