30 января 2020

Современная хореография в Академгородке. Часть 1: эра хип-хопа

Современный танец на пике популярности, как никогда. Сейчас уже сложно представить, что еще 25-30 лет назад в студиях Новосибирска преподавали только классическую хореографию. Ситуацию изменили буквально несколько человек, судьбы которых тесно переплетены с историей НГУ и Академгородка. В этом цикле статей мы расскажем о том, как Академ стал «колыбелью» современного танца, и познакомим вас с танцовщиками, которые научили наш город танцевать по-новому. Первая статья из цикла — про хип-хоп.

Нью-йоркские ритмы в спортзале НГУ

Для России хип–хоп культура приоткрыла занавес к началу 90-х. Если в Нью-Йорке, где зарождалось это направление в 70-х годах, хип–хоп был скорее стилем жизни, субкультурой с собственными взглядами, одеждой и даже языком, то в Россию он пришел именно как молодежный танцевальный стиль. 

Хип-хоп у нас приживался небыстро. На протяжении десятилетия, вплоть до начала 2000-х, силами отдельных личностей хип-хоп внедрялся в массы. Главную роль в этом процессе играла молодежь, которая способствовала распространению хип-хопа в отдельных уголках страны.В Академгородке таким «популяризатором» хип-хопа стал Илья Лопатин, прошедший путь от обычного инициативного студента до тренера сборной НГУ по хип-хопу.

Илья приехал в Новосибирск и поступил в НГУ в 2000 году. К тому моменту, по его словам, он владел некоторым материалом хип-хоп хореографии от приезжих педагогов, а также имел небольшой опыт в постановке танцев, поэтому за достаточно короткий период времени получил предложение поработать в качестве педагога по танцам в спортклубе НГУ. Так вышло, что к тому моменту Федерация аэробики России сделала хип-хоп одним из своих направлений. Это положительно повлияло на будущее хип-хопа, так как удалось получить время в спортзале и поддержку от НГУ в выездах на соревнования.

«Я не хотел в свои 20 лет браться за преподавание, хотелось еще учиться, набираться опыта. Это сейчас у нас половина хореографов — школьники, и считают, что это нормально. Однако выбора не было».

«В России хип-хоп был не развит. Поэтому пришлось всё делать самому»

Илья Лопатин

При НГУ удалось собрать хип-хоп студию, чуть позднее открылись филиалы в Доме ученых и в Бердске. Лучшие студенты попадали в команду, в которой выступали за вуз на местных, региональных, федеральных соревнованиях. Дважды даже удалось попасть в состав сборной России и однажды съездить на Чемпионат Мира.

Чтобы совершенствоваться и не останавливаться на начатом, Илья регулярно летал в Москву на мастер-классы западных педагогов. Чуть позднее ему пришло в голову, что они могут возить хореографов сразу в Новосибирск. Поэтому в Академе стали собираться собственные «Летние школы», куда приглашали педагогов из Москвы, Италии, Франции, США. На классы в спорткомплекс приезжали учиться хореографы из ближайших регионов и даже государств.

В будущее на волне освежающего фанка

Несмотря на то, что Илья больше не занимается хореографией и не преподает, среди его студентов есть те, кто продолжает популяризировать хип-хоп. Например, выпускница НГУ Юлия Поломошнова. Она начала заниматься хип-хопом именно в танцевальной студии Ильи Лопатина EJC-Studio, но простое увлечение и интерес теперь перерос во что-то большее — она организовала собственную хип-хоп-студию Funky Juice.

 «Я состояла в сборной по оздоровительной аэробике НГУ, — рассказывает Юлия о своем приходе в EJC-Studio. — Как раз в тот период уже существовала хип-хоп студия, куда я с удовольствием пошла. Я занималась танцами с 5 лет, а хип-хоп направление было для меня тогда ещё в новинку».

До сих пор большое количество молодёжи оттачивает своё мастерство в этом направление во всём мире. Хип-хоп не угасает благодаря различным телепроектам, например, знакомые многим «Танцы на ТНТ» или «Танцуют все». Начать осваивать хип-хоп теперь не составит труда, так как можно записаться в любую танцевальную школу или посмотреть несколько фильмов и обучающих уроков в интернете. Но популярность и доступность, по мнению Ильи, сделали медвежью услугу хип-хопу и современной хореографии в целом.

«Текущую ситуацию с развитием танца в Академгородке я бы назвал хореографическим аттракционом «почувствую себя танцором и звездой»». 

Илья отмечает, что виной этому высокая конкуренция за учеников и необходимость думать о коммерческой стороне вопроса: достаточно ли денег, чтобы оплатить зал и выдать зарплату предподавателям.

«Чтоб оставаться на плаву, они [танцевальные школы] ставят во главу угла не взращивание профессиональных танцоров, а предоставление услуг по хореографическому развлечению клиента. На занятиях делается не то, что требуется для профессионального развития, а то, что интересно оплатившему это занятие ученику».

«Такая тенденция приводит к тому, что современные танцоры полностью уверены: танцевать нужно для себя. И редко кто знает, что танцор годами совершенствуется в первую очередь для зрителя»

Илья Лопатин

Более оптимистичной точки зрения придерживается Юлия Поломошнова, которая на своем опыте знает, что такое набирать танцевальные коллективы, потому что в свою студию регулярно набирает группы детей и подростков. Она придерживается мнения, что хореография на данный момент находится далеко не на низком уровне.

«В Академгородке танцы развиваются, начиная с муниципальных учреждений, где преподают, например, народные танцы, заканчивая различными студиями, где спектр направлений достаточно широк. При этом в таком небольшом месте, как Академгородок, неплохо действует “сарафанное радио”».

«Если педагог хороший, то всегда будет много желающих перенять его танцевальный опыт»

Юлия Поломошнова

Хип-хоп пережил период «уличного» направления, распространился по всем континентам и пережил настоящий бум, вдохновив танцовщиков из разных социальных групп. Какое будущее ждет хип-хоп, предсказать трудно, но маловероятно, что направление будет забыто. Сейчас этот стиль начинает переплетаться с другими направлениями, что даёт ему новый виток популярности. Например, направление джаз-фанк — соединение хип-хопа и джаза. И кто знает, может, сегодня в одном из танцевальных залов Академа тренируется новая звезда хип-хопа, которая поведёт за собой сотни и тысячи учеников.

Екатерина Парфесова