30 января 2020

Современная хореография в Академгородке. Часть 2: воспитание искусством хореографии

Академгородок известен не только наукой и сильным профессиональным образованием, но и «фундаментальным хобби». В творчестве, а если быть точнее, в танцевальном искусстве однажды произошёл прорыв, благодаря которому современная хореография в Городке поднялась на новый уровень.

Танцевальный «университет» Фиксель

В начале девяностых, когда современные танцы стали набирать популярность в России, в провинции все узнавали про них через видео мастер-классы и различную литературу. Современные направления: модерн, джаз и контемп начали активно внедряться в массы. Было много любителей-самоучек.

В это время в Академгородке открывает свою танцевальную школу Наталья Александровна Фиксель, у которой принципиально новый подход к обучению современного танца. Первое образование Наталья Александровна получила в 1977 году в Новосибирском колледже искусств на танцевальном отделении. В 1998 году она окончила Новосибирский педагогический университет, факультет психологии, а в 2003 – балетмейстерский факультет РАТИ-ГИТИСа. Танцу модерн обучалась на международных школах и классах в Европе.

В 1989 году Фиксель создала студия современного танца НГУ, в которой образование строилось по знакомой для студентов системе. Обучение было трехлетним: 1-й, 2-й и 3-й курс. Основными предметами тогда стали: классический танец, джазовый танец, модерн, контемп (contemporary).

Как рассказала службе новостей Академгородка Academ.info Евгения Ляхова, выпускница и нынешний преподаватель студии современного танца, в самом расцвете студийной жизни, если быть точнее в 1992 году, коллективу удалось посетить летнюю танцевальную школу в Праге, где молодые люди увидели совершенно иную сторону хореографии, включающую новые стили и техники подачи танцев. Это воодушевило участников, вернувшихся в Академгородок, сделать из обычной танцевальной студии целый факультет. «Ведь мыслящие люди совершенно по-иному танцуют, чем те, у которых в голове пусто,» — объясняет Евгения Ляхова. Однако вузы нашей страны достаточно консервативны для изменений такого масштаба, когда в Европе наоборот — университеты более открыты к новым идеям и замыслам. Так студии пришлось остановиться на уровне студенческого кружка.

Тем не менее одна из выпускниц студии Эльвира Петрова с радостью вспоминает, что тогда это была настоящая хореографическая школа. На занятиях ребята получали оценки и сдавали экзамены. По результатам открытых уроков в конце года лучшим студентам выдавалась стипендия на образование в летней школе студии. По словам Эльвиры, летние танцевальные школы были огромными, в них участвовало примерно по сорок тысяч человек. Даже приезжали иностранные хореографы с мастер-классами из разных уголков планеты. «Это удивительный опыт, чернокожие танцоры показывали непривычную хореографию, например, афро-дэнс, а ведь для того времени всё это было в диковинку».

От системности к стабильности: студия сегодня

В конце девяностых Фиксель переезжает в Москву, к счастью, студия продолжает свою работу. Сменяется руководитель, а студия приобретает новое название — DaNSU.  

Выпускница филфака НГУ Екатерина занимается в студии современного танца при НГУ DaNSU уже десятый год. Для среднестатистического танцевального коллектива это приличный срок, но для студии DaNSU — не рекорд. «Некоторые девочки 20-30 лет занимаются,» — рассказывает с улыбкой Екатерина. 

Изменения на танцевальном «рынке», безусловно, происходят, но большой роли не играют. «Одно время, лет пять назад был всплеск популярности контемпа, джаза, джаз-модерна. Открывались новые студии, появлялись группы в фитнес-клубах… Потом этот ажиотаж спал. Но это не означает кризис направления. У любого танцевального направления всегда были и есть свои поклонники, тем более если дается серьезная хореографическая подготовка».

Большой конкуренции участники коллектива не ощущают, потому что в современной хореографии много разных направлений, и студия при НГУ, по словам Екатерины, занимает свою нишу. «У нас, например, среди контемпа много фолкового материала, джаз много танцуем последнее время. Наши товарищи больше исполняют классический контемп, театральные перформансы. Здесь скорее не соперничество, а товарищество, обмен опытом, экспериментирование». 

В то время, как у других коллективов часто возникает проблема с недобором, студия при НГУ, например, функционирует очень стабильно. «Цены у нас приемлемые для студентов, — делится мнением Екатерина. — Время всегда стабильное, никуда никто нас не выгонит. Зал студцентра, который дает НГУ, хороший, ни у кого в Академе такого нет. Ну и вообще это здорово, когда есть коллектив слаженный».

Конечно, не все так гладко, и как у каждой студии, есть свои проблемы. «Преподавателей, к сожалению, становится все меньше: кто-то уезжает, кто-то просто уходит, — рассказывает Екатерина. — Сейчас собственно осталась только одна Евгения, руководитель студии. Впрочем, мы не жалуемся, постановки у нее очень интересные. Другая беда — мальчики, их остро не хватает в коллективе. С мальчиками номера смотрятся выигрышнее, можно ставить силовые поддержки, прыжки эффектные. И третья проблема — отсутствие регулярной практики выступлений, но сейчас мы сдвинули ее с мертвой точки. Долгое время мы держались в тени, но в последние пару лет стали больше появляться на людях, участвовать в конкурсах, фестивалях. В ноябре ездили на конкурс в Таллин, заняли третье место — такие вещи очень мотивируют».

НГУ учит думать, и этот подход действенен как в образовании, так и в творческой среде. Например, в хореографии важны и яркие личности, которые вдыхают жизнь в такое фундаментальное хобби. Ведь благодаря их вкладу, открываются двери к ярким впечатлениям и новым возможностям.

Екатерина Парфесова