24 декабря 2020

Своими глазами такого не увидишь

Всё время искать профессиональную, но недорогую камеру, продумывать композицию по золотому сечению, стараться не переэкспонировать кадр. А может, нарушить все правила?

Аналоговая фотография сейчас на пике популярности, подобно семидесятым годам: на пленку снимают современное кино, глянцевые обложки. Старые фотоаппараты могут найтись в родительском шкафу, а плёнку приобрести и проявить можно с легкостью в фотоцентрах, без знания пропорций смешивания химических растворов. Главное, что привлекает фотолюбителей, — процесс. Процесс азартный, недоступный цифровым камерам: ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь.

Немаловажен и результат. Аналоговая фотография в привычном понимании делится на профессиональную и любительскую. Последняя — это то, как мы обычно снимаем, вставив пленку в найденный дома или в комиссионном магазине «Зенит» или «Зоркий»: с опаской стараемся взвести до конца затвор, получить правильную экспозицию, естественные цвета на коже, ничего не засветить. Однако существует ещё одно направление в плёночной фотографии — ломография. Оно имеет много поклонников по всему миру и целую историю возникновения. Здесь то и можно воплотить все свои фантазии и сыграть в действительно азартную игру. Подробнее этому течению была посвящена лекция Ивана Иванова «Современная ломография».

Для некоторых результаты этого метода съемки представляются просто неудачными кадрами — пересвечеными или недосвеченными. На самом деле, это не так. Ломография ближе к живописи, чем к фотографии. Это умение превращать дефекты в искусство.

В 1991 году два студента из Вены купили в комиссионном магазине маленький дешёвый фотоаппарат LOMO LC-A. Позже фотографии с него оказались, по тем меркам, испорченными — камера была неисправна. Однако это не помешало этим необычным, засвеченным кадрам стать началом нового фотоискусства. Студенты создали новое ломографическое сообщество. Строгие фотографии «по событию» сменились уличными, случайными, сделанными на ходу. Запечатлялась жизнь такой, какая она есть.

В современной ломографии кадры должны содержать не только дефекты, но и сюжет, настроение. В хорошей фотографии хочется рассматривать каждую деталь. Как раз ломо-эффекты позволяют дополнить атмосферу снимков.

Приёмы ломографии:

1.     Просроченная фотоплёнка.

Спустя долгие годы хранения в неподходящих условиях плёнка меняет свои цвета и светочувствительность. Съемка на такие материалы — настоящая лотерея. Ты не можешь предугадать результат, отчего ожидание проявки ещё волнительнее. Особенно приятно, что такая плёнка намного дешевле обычной. Катушки от 100 рублей можно найти на «Авито» и подобных площадках с перепродажей.

2.     Мультиэкспозиция.

Это приём, когда на один плёночный кадр снимают два раза, получается эффект наложения изображений. Для этого необходимо делать обратную перемотку плёнки, либо снимать на неё полностью повторно (во второй раз важно поставить её точно так же, как в первый). Существуют обмены катушками между людьми из разных городов, цель которых совместить их фотографии. Никто из участников не знает, что до этого снимали на плёнку. С мультиэкспозицией важно снимать более тёмные кадры, чем необходимо по экспонометру — свет попадает на кадр дважды.

3.     Засветы.

Сейчас для эффектов плёночных засветов создаются целые фильтры и приложения на телефоны. А что насчёт настоящих? Это не на одну кнопку нажать, это настоящая магия света. Чтобы засветить отдельные кадры плёнки, необходимо совсем немного и на пару секунд приоткрыть крышку фотоаппарата. Делать это нужно в малоосвещенном помещении, чтобы не засветить всё.

4.     Цвета.

Особой популярностью у ломографов пользуется фотоплёнка LomoChrome Purple. Она имеет неестественно фиолетовый цвет. Также можно использовать различные светофильтры на объективы.

5.     Длинная выдержка.

Если у вас мыльница со вспышкой, можно немного сдвинуть камеру во время съемки различных огоньков в темноте, и они «размажутся» по кадру.

6.     Redscale.

Фотография делается не на сторону с эмульсией, а на рыжую подложку. В абсолютной темноте плёнка полностью достается из катушки, переворачивается и вставляется обратно.