2252pдп7> июля 201952pдп7>
Волчок, гонг и две совы
Кофейня на Красном проспекте. Приглушённый свет, размеренные разговоры посетителей. Официанты бегают от стола к столу, делают кофе и иногда уходят к двери, чтобы встретить нового посетителя. Сегодня здесь пройдёт известная многим викторина «Что? Где? Когда?». Участвовать должны знатоки из Новосибирска, Кемерово и других сибирских городов. Также скоро здесь появится известный игрок «Что? Где? Когда?», обладатель хрустальной совы Алесь Мухин.
Каждый человек, входящий сюда, облачён только в чёрно-белую одежду. Девушки, как правило, в платьях, а мужчины – в пиджаках и галстуках-бабочках. Таков дресс-код вечера.
Чем ближе время к началу финальной игры года, тем больше людей заполняют зал. Пока не пришли все желающие, гости фотографируются на фоне большого изображения совы и типичных атрибутов викторины.
Посреди зала кофейни расположился круглый зеркальный стол. По его периметру аккуратно выложены блокноты, ручки и конверты с именами и фамилиями. А в самом центре знаменитый волчок с белой лошадью и всадником внутри.
Подальше от всеобщего внимания, где находился гонг, стоит хрустальная сова в аккуратной чёрной коробочке. К ней неоднократно подходят организаторы и двигают её то влево, то вправо по несколько миллиметров, как бы подбирая лучший угол.
К 19:00 кофейня забита. Все места на мягких креслах заняты, а вокруг стола собралось не менее сорока зрителей. В помещении стоит шум. До тех пор, пока ведущий Ренат Актуганов не начинает говорить в микрофон. «Дамы и господа»,– басисто сказал он. Причём, голос местного ведущего настолько похож на речь Бориса Крюка (он ведёт «Что? Где? Когда?» на «Первом»), что некоторые даже поверили, будто это и есть он.
Зал замолчал. Ренат Актуганов таинственно начал: «Сегодня у нас суббота, 15 декабря. В Новосибирске 19 часов 36 минут…». Свет в углах зала выключился. И теперь только несколько ярких белых лучей падало на центр основного действа. Заиграла привычная мелодия «Что наша жизнь». После чего ведущий стал объявлять участников сборной команды. Первая игра в этот день – не финальная. Что-то вроде показательной. В состав команды вошли: Александр Матвеев, Людмила Буднева, Яков Сёмочкин, Сергей Грехов, Алексей Чубаль и «тот самый» Алесь Мухин.
Знатоки садятся за стол и традиционно берутся за руки. Один протяжённый звук гонга. Тишина среди толпы. Девушка в красной жилетке крутит волчок. И пока его стрелка в быстром темпе вращается под озорную мелодию, ведущий говорит с игроками, спрашивает об общем настроении, уточняет, что сейчас в команде три капитана.
Участники в приподнятом настроении. Алесь Мухин, светя обаятельной улыбкой, активно общается с Ренатом Актугановым. Но вот! Стрелка останавливается на первом вопросе. Игра начинается.
Вопросы присылают, так называемые, телезрители. Хотя, по факту, новосибирская викторина нигде не транслируется. На неё приходят смотреть воочию, а позже гости пишут свои вопросы в редакцию игры.
Атмосфера была такая же, как в детстве – когда садишься у телевизора и смотришь, как умнейшие люди громко и суматошно обсуждают верное решение. Но теперь ты находишься внутри этой викторины, пытаешься сам быть участником. Рассуждаешь, какой ответ верен и сдерживаешься, чтобы как-то не подсказать игрокам. Порой не понимаешь, о чём они говорят, что происходит. Из-за небольшого количества времени они все должны озвучить свои предположения и прийти к консенсусу. Это всё так быстро и резко, но при этом завораживающе.
Резкий сигнал и вот капитан уже определяет, кто даёт ответ. Вопросы задавали совершенно разные: от того, что значит название деревни (портки или портянки – долго разбирались знатоки) до того, сколько на картине Брейгеля изображено чего-то.
Счёт развивается равномерно: очко – знатокам, очко – телезрителям. Самым провальным ответом стала разгадка к чёрному ящику. «Так, что называем: конверты или марки?», – обсуждает команда. Долго крутясь вокруг одного и того же ответа, всё-таки приходят к тому, что надо назвать марки. Но капитан команды по неведомым причинам называет конверты. Это отнимает у сборной команды очко.
В итоге всё равно побеждает команда знатоков со счётом: 6:5. Небольшая статуэтка в форме плоской совы достаётся Александру Матвееву. Всем остальным дарят книги. Участники расходятся на пятнадцатиминутный перерыв. Гости буквально облепляют некоторых игроков. Некоторые продолжают фотографироваться. Тем временем идёт музыкальная пауза: высокая стройная девушка в платье в пол исполняет песни на английском.
Пауза кончается. И за столом сидит уже другая команда, для которой эта игра финальная в сезоне. Капитан – Руслан Бабаев. Остальные знатоки: Владимир Юрьев, Владислав Марцинкевич, Ксения Прудникова, Евгений Страбыкин и Ольга Луницына.
На игре этого коллектива иная атмосфера. Это люди, знающие друг друга давно и неоднократно играющие вместе. Им оказывается проще обсуждать некоторые вопросы. Участники выслушивают друг друга. Хотя и не всегда…
Один из вопросов задаёт его Александра Головина. Это не первый её вопрос на «Что? Где? Когда?» – девятый. Причём, на эти вопросы правильно отвечали всего раз – и то детская команда. Сейчас Александра спрашивает, почему в начале XX века 53 британские деревни назывались «благодарными», а через несколько десятков лет 14 деревень назывались «вдвойне благодарными». Знатоки начинают активное обсуждение. Причём идут по одной линии, обсуждают одну и ту же версию. К какому-то итогу не приходят, но время заканчивается.
«Кто будет отвечать?» – отрывисто спрашивает ведущий. «Отвечает господин Марцинкевич». Это явно оказалось неожиданностью для знатока, потому что глаза его резко расширились от удивления. Однако… Растягивая свою речь, Владислав Марцинкевич всё-таки даёт правильный ответ, хотя он даже не был назван во время обсуждения. Такой шаг со стороны игрока был очень опасным – в итоге он поражает всех. Зал аплодирует, соучастники пожимают руки.
Несмотря на сплочённость и смелость, команда Руслана Бабаева всё равно проигрывает зрителям со счётом 5:6 (прошлой зимой счёт у них был таким же). Хрустальная сова по решению «ветеранов» викторины и ведущего переходит в руки Максиму Титову, который задал вопрос-картинку с изображением логотипа автомобильной компании.
Конец игры.