22 июля 2019

Возьми аккорд до-мажор и просто играй его снова и снова

Если вам кажется, что вы никогда не слышали музыку Гласса, скорее всего вы ошибаетесь, как бы это странно ни звучало. Его композиции часто звучат как заставки в фильмах, например: «Левиафан», «Елена», «Фантастическая четверка», «Часы».

Антон Ниязов за фортепиано

Филип Гласс — современный американский композитор, работающий в стилистике минимализма.Минимализм — это метод композиции основанный на простейших звуковысотных и ритмических и гармонических моделей. В этой музыке нет ничего сложного, она простая для прослушивания, но из-за простоты и отсутствия обилия языковых средств иногда может быть непонятной.

Так как минимализм — это направление авангардной музыки, Гласс отрицает свою причастность к кругу академических музыкантов. В одном из интервью он ясно обозначил:

«Академизм — это то, чему учат в музыкальных академиях. Моя музыка — не академична, так как я в академиях ни дня не преподавал, да и вообще никогда не учил музыке, по крайней мере, в традиционной, «академической» форме. Я глубоко уважаю учителей, профессоров, имеющих талант передавать свои знания другим, но сам этим талантом, к сожалению, обделён».

Музыка Филипа Гласса кажется обманчиво простой — «возьми аккорд до-мажор и просто играй его снова и снова». Эту фразу безымянного недоброжелателя Гласс цитирует в своей биографии, и посвящает большую её часть тому, чтобы показать, откуда на самом деле берётся его музыка, как она устроена и на чём основана.

Театр катхакали, хатха-йога, Рави Шанкар, Надя Буланже, сложная работа сантехника и таксиста, способы обогреть нью-йоркский лофт — всё это имеет к музыке Гласса прямое отношение.

— Музыка Гласса не всегда была понятной публике, — рассказывает Антон Ниязов, организатор концерта. — Его музыка вызывала реальное отторжение. На одном из концертов во Франции мужчина встал, подошёл к сцене и начал лупить по синтезатору. Глассу пришлось ему врезать, чтобы продолжить концерт. И таких примеров очень много.

Известный композитор Пьер Булез сказал про Филипа: «Минимализм представляет для меня минимальный интерес, она слишком проста, чтобы быть кому-то полезной», а Джон Адамс добавил: «Гласс 40 лет играет одно и то же». Булез вообще считает, что после 1976 года ничего интересного в минимализме написано не было.

После получения первоклассного образования и долгой композиторской практики, Филип Гласс пишет музыку для фильма «Часы». Фильм и музыка в нём о смерти, она звучно иллюстрирует ироническое состояние отсутствия времени, дезориентации и спокойствия.

Вера Миронова играет на скрипке

— Идея этого концерта родилась не случайно, — рассказывает Антон Ниязов, организатор концерта, — эта музыка очень хорошо отражает современную действительность. Мне кажется, что те мысли, которые выражает Гласс в своей музыки к фильму «Часы» созвучны сегодняшнему времени. Это прежде всего разочарование, разочарование в себе, окружающем мире. Мы почему-то все устали, нам нужна перезагрузка. И это мнение моего окружения в том числе, хотя не претендую на истину в первой инстанции.

Теперь произведения Филипа Гласса прозвучали в маленьком помещении музыкального клуба НГУ, куда на этот раз уместилось больше 50-ти человек. Настолько внимательными были зрители во время концерта, что не нарушали просьбу музыкантов не аплодировать во время сюиты.