Анастасия Захарова: «Я в любой истории ищу людей, люди — это главное»

Анастасия Захарова, создательница и главный редактор сибирского интернет-журнала «Siburbia», новостной редактор 2ГИСа и внештатная журналистка «Секрета фирмы», с радостью согласилась встретиться со мной и рассказать о том, как она нашла свое место в профессии.

— Я хочу начать с очень банального вопроса, но без него, все же, не обойтись. Как вы поняли, что хотите посвятить свою жизнь журналистике?

— Такого момента, когда я поняла, что «хочу посвятить свою жизнь» журналистике, у меня, наверное, не было. Просто в школе мне нравилось читать, — и книжки, и газеты, и журналы. Плюс я познакомилась с разными ребятами, которые делали молодёжные газеты в городе, так всё и началось. Постепенно я стала чётче понимать, какими медиа и в каком формате хочу заниматься.

— Сейчас у вас свое дело, вы сами себе начальник. Но с чего все начиналось? Каков был ваш первый опыт работы в данной сфере?

— Первые несколько лет в журналистике были довольно забавными. Среди прочего, нас, студентов отделения журналистики ИФМИП НГПУ, в обязательном порядке отправляли по распределению на летнюю практику в разные деревни. Три лета — с первого по третий курс — мы с моей одногруппницей Настей работали в газете «Мошковская новь». Это было одновременно и жутко тяжело и сложно, — такое крушение надежд. Вот ты думаешь, что быть журналистом — это общаться со всякими модными людьми, ходить на интересные мероприятия, в общем, одно удовольствие. А тут — коровы, уазики, сельские дискотеки, разбитые дороги, мужики в растянутых майках, администрация посёлка со своими бюрократическими штучками. Помимо всего, за два месяца работы каждая из нас получила ну, рублей по 300. С другой стороны — это реальная школа жизни, и я ей многим обязана.

— Больше не было желания вернуться в Мошково? Или впечатлений хватило на всю оставшуюся жизнь?

— В третий год мы с Настей были уже вполне опытными, чтобы проходить практику в каком-нибудь городском издании, но поехали в Мошково, потому что мы там были нужны и там реально есть, о чём писать. Там, как бы это сказать, чтобы не пафосно, настоящая жизнь, о которой нужно пытаться рассказывать, причём человеческим языком.

— Как же возникла идея создания «Сибурбии»?

— Мы с Леной Макеенко (совладелец — прим. автора) учились в педе (Новосибирский Педагогический Институт) на факультете журналистики и на последних курсах поняли, что в Новосибирске нет мест, где бы нам хотелось работать, поэтому решили придумать что-то для себя. Проект небольшой и некоммерческий, сейчас в стадии смены концепции и дизайна, перезапуска.Мы там рассказываем про те культурные явления, которые нам самим кажутся важными. Потому что про культуру в самом широком смысле в Новосибирске и в Сибири в целом особо-то никто и не пишет.

— Есть ли у вас какие-то особые приемы, «секретное оружие», которые вы используете при взятии интервью или поиске материала?

— Нет, наверное, никакого особого приёма или «секретного оружия», такого, о котором бы не знали другие, у меня нет. Разве что я всегда пытаюсь выбрать героя или тему, которые интересны и мне, и той аудитории, для которой я работаю. Если у меня нет возможности выбирать, я стараюсь найти в герое или теме что-то крутое, живое, за что можно зацепиться. Я в любой истории ищу людей, люди — это главное.

— Существуют темы, на которые вам бы хотелось писать, но по каким-то причинам это невозможно?

— Я хочу писать про культуру, в частности — в Сибири, про книги и писателей, про Сибирь, про разные её города, про людей, которые делают что-то важное. Возможно, делать интересные путеводители. Про всё это можно писать, но издания не готовы на это тратить деньги, потому что аудитория маленькая, да и изданий, специализирующихся на этом, мало. Тут всё упирается в деньги, если их найти — можно про всё это писать и радовать тех, кому это интересно, и воспитывать новую аудиторию.

— Журналистика медленно, но верно перебирается в интернет. Согласны ли вы с мнением, что у «печатников» нет будущего?

— Нет, не согласна. Просто печать должна измениться, как внешне, так и внутренне. Возможно, она станет чем-то элитарным. Допустим, раз в квартал какое-нибудь интернет-СМИ будет делать спецпроектом: красивый и качественный журнал с лучшими своими текстами, и люди будут это хранить как что-то ценное, что можно потрогать, перелистывать, с любовью хранить у себя на полке.

— Как вы думаете, работают ли социальные сети (твиттер, фейсбук и так далее) на руку журналистам? Или наоборот, лишают нас работы?

— Соцсети не могут заменить журналистику. Новостной они мешают и помогают одновременно, по-моему, потому что это для неё это мощный такой источник. А в целом — соцсети, скорее, канал распространения и получения фидбека. Не зря же стали популярны лонгриды и большие тексты и проекты. Никакие соцсети никогда не заменят качественной аналитики, хороших интервью, обзоров.

— Ну и напоследок, какой совет вы бы дали будущим журналистам (мне, в частности)?

— Советы давать — дело неблагодарное. Единственное, что я сама для себя недавно совсем окончательно поняла — надо делать то, что тебе нравится. Если нравится писать про редкие японские фильмы, — можно стать спецом в этом, если нравится ходить по ресторанам, — надо становиться ресторанным критиком и совершенствоваться в этой сфере, нравится делать газеты,— надо придумать, кому и как это может быть интересно, нравится делать расследования или ездить по, простите, е***ям (дебрям) и про них рассказывать, — нужно сфокусироваться на этом. И если делать это хорошо, то и спрос, и аудитория всегда найдутся.

Подготовил Никита Минин