Андрей Красиков: «Жалобщики в СМИ ходят толпами»

Андрей Красиков, главный редактор информационного портала «Academ.info», рассказал об особенностях журналистики, трудностях, которые могут подстерегать молодых специалистов, а также о своем профессиональном кредо.

— Многие журналисты говорят, что для того, чтобы попасть в журналистику, необязательно учиться на журфаке. А как считаете вы?

— Абсолютно верно говорят. Я не обучался на факультете журналистики. Более того, я вам скажу, что факультет журналистики, — а я это говорю ответственно, как работодатель для журналистов с шестнадцатилетним стажем — в некоторых случаях может даже навредить.

— И каким же образом?

— Журналистика предполагает, во-первых, овладение ремеслом. Во-вторых, надо обладать определённым уровнем кругозора и умением быстро приобретать знания, журналист не должен быть узким специалистом в какой-то конкретной области. Иначе он будет скорее не журналист, а автор текстов для отраслевых СМИ. В-третьих, нужно обладать представлениями общеобразовательного плана. Возможно, я выступаю сейчас как жуткий ретроград, но когда представитель нового поколения хорошо умеет управляться с гаджетами и при этом не знает базовых принципов каких-либо наук, не знает истории своей страны, то из него хорошего журналиста не получится. Так вот, чтобы приобрести эти знания и навыки, вовсе необязательно заканчивать журфак. Ремеслу можно довольно быстро научиться в любой редакции. А базовые знания даёт качественное высшее образование, оно может быть любое. И это образование даёт человеку возможность при большом желании работать журналистом. Ему нужно будет просто научиться профессии — ремеслу. И вот с ремеслом как раз у журфаков всё плохо. Очень мало практики, и от того — полное отсутствие опыта у выпускников. Работать желательно с первого курса, с третьего — полуштатно, а с четвёртого — уже в штате. Ведь, поверьте мне, вашему работодателю будет абсолютно наплевать, какую оценку вы получили за дипломную работу, если вы уже работаете по специальности.

— Видно, эта профессия не из лёгких. А что, на ваш взгляд, в ней самое сложное?

— Сложного очень много… Сложно отстоять свою точку зрения в диалоге с начальником. Большинство руководителей — такие же журналисты, и они не против твоей точки зрения, но ты её обоснуй, докажи.

Иногда очень трудно журналисту пройти по тонкому лезвию между личными интересами и профессиональным долгом. Ну, например: открываешь полицейский пресс-релиз, видишь информацию о совершении тяжкого преступления. Начинаешь интересоваться — выясняется, что преступление совершил отец твоего лучшего друга. А преступление яркое, рейтинговое, все СМИ о нём пишут взахлёб. У тебя возникает конфликт интересов. Самое правильное, что нужно сделать в такой ситуации — это пойти к своему начальнику и прямо заявить: я не буду заниматься этой темой, хоть убейте, потому что у меня конфликт интересов. Когда произносится эта фраза, все нормальные руководители понимают, что давить на этого человека не стоит. Более того, его стоит поощрить за честность. То же действует, кстати, и в полиции, и в прокуратуре.

Что ещё трудное… Трудно оставаться верным профессии, её принципам. В наше время журналистика стала не слишком прибыльной. Сейчас хорошо оплачивается труд в нескольких государственных медиа-холдингах, но за это журналистам, работающим там, тоже приходится платить. Не просто душой и совестью, а… жуткими вещами. Раньше за половину таких вещей, которые казались верхом цинизма, просто вышвыривали с работы. А сейчас это чуть ли не доблесть. Передачи с поддельными спикерами, поддельными доказательствами, поддельными героями… Это даже на государственных каналах! То, чем занимаются журналисты современных федеральных СМИ, увы, лежит за гранью профессии.

А знаете, что ещё трудно журналисту? Очень трудно не спиться. Я знаю, к сожалению, очень многих журналистов, бесспорно талантливых, которые свой талант просто слили в бутылку. Это расхожее выражение — талант не пропьёшь — самое вредное и лживое. Пропьёшь. К несчастью, в нашей профессии алкоголь — это то, на чём люди «подгорают». Там на банкете выпил, тут на приёме налили, тут в компании отметили… Плюс огромное нервное напряжение каждый день. Только определённое воспитание, мировоззрение и сила духа позволяет в этой ситуации не пропасть.

— А какие у журналистов есть преимущества?

— Отсутствие жёсткого дресс-кода. Большую часть времени можно ходить в той одежде, которая вам по душе. Только на официальные мероприятия надо одеваться так, как этого требуют. Второе: это ненормированный рабочий день. Правда, это и преимущество, и недостаток одновременно. Да, он позволяет иногда отскочить, сделать личные дела, в отличие от простого офисного работника, но надо быть готовым задерживаться на работе допоздна, потому что деятельность журналиста в принципе не укладывается в чёткие временные рамки.

— Есть ли у вас какой-либо профессиональный принцип в работе?

— Конечно. Очень важно видеть «маленького человека». Человека, который оказывается в таком положении, когда он всё вроде делает правильно, но его почему-то притесняют, и он не может добиться элементарной справедливости. Тогда он идёт к СМИ. Тут очень важно разобраться, кто этот самый человек, потому что жалобщики в СМИ ходят толпами. Я всегда задаю вопрос: «Какие инстанции вы прошли, прежде чем пришли сюда?» «А мы никуда не ходили, ни в какие госорганы, они все враги. Мы сразу к вам». «Нет, спасибо, конечно, за честь, но давайте вы обратитесь туда-то и туда-то, может, там дело и решится». А часто приходит человек, когда он уже все инстанции прошёл и вся правда, по сути, на его стороне, а ему продолжают отказывать. Это может быть совсем не защищённый человек, многодетная мать, например, у которой детей много, а денег мало, и мужа нет. Этот человек надеется, что ты ему поможешь. А как ты можешь помочь? Оглаской. Важно увидеть через беду «маленького человека» общественную проблему. Тиражируемую, неуникальную, но общественно значимую. Вы спрашивали до этого, что самое сложное в профессии. Так вот это сложно — чётко разделить частное и общее. Где общая проблема, отразившаяся в частном случае, а где просто частность. Умение это делать — один из признаков профпригодности, особенно работодателей.

— Какие ещё советы вы могли бы дать будущим журналистам?

— Старайтесь ликвидировать недостатки вашего обучения. Больше работайте по специальности. Важно сразу найти хорошего редактора, понять, что он собой представляет, будет ли он вас учить, передавать вам собственный опыт или нет. Расширяйте кругозор, читайте классику, смотрите умные фильмы. И не забывайте про русский язык. Журналист, который в этой постоянной спешке сумеет сохра-нить хорошее знание русского языка, грамотную письменную и устную речь, все-гда будет ценен.

Подготовила Надежда Рыжкина