Анна Чернышова: «Историй вокруг очень много, а мы зачастую бываем близорукими»
Анна Чернышова – в настоящее время корреспондент Sibnet.ru, в прошлом — главный редактор проекта Mors.sibnet.ru, корреспондент НГС, журнала Status и других изданий.
– Сейчас я больше занимаюсь копирайтингом, т.е. пишу больше материалы рекламного характера, имиджевые публикации и т.д., но «для поддержания формы» всё равно пишу редакционные материалы. Например, для Sibnet.ru, и совсем недавно мне предложили осветить такое явление, как «селфи». Это когда люди себя фотографируют и потом в «фейсбук» и «вконтактик» выкладывают… Оказывается, психологи признали это психическим нарушением. Думаю, интересно будет «покопать».
– Можно ли сказать, что ты – печатный журналист?
– Да, я занимаюсь только текстами, никогда даже мысли не возникало работать на радио или телевидении.
– У тебя не было желания светиться на «голубом» экране?
– Нет, такого желания не было. Но, как это ни странно, я всё время попадаю на экран, когда пресс-конференции или брифинги снимают. Я как-то с операторами обсудила эту «проблему» и мне сказали: «Понимаешь, Аня, вот сидят дядечки в галстуках, сидят наши журналисты, как принято, в чёрно-белой одежде. И тут такая рыжая Аня, в синих колготках! Камеры тебя сами вылавливают». Такое бывает, да. Но чтобы целенаправленно идти работать на телевидение, у меня даже мысли не было такой. Может, потому что мне всегда казалось это направление наиболее уязвимым и ограниченным в плане журналистского мастерства. Его постоянно норовят заполучить себе как наиболее влиятельный канал СМИ. Но, как показывает статистика, около 55% населения страны интернетизированы, так что, я думаю, будущее за интернет-СМИ.
– А как ты считаешь, для журналиста обязательно специальное образование?
– Нет, не обязательно. Большинство уважаемых мною журналистов не имеют такового. Я считаю, что журналисту достаточно просто хорошего образования, например, филологического или исторического. Это не значит, что я против специального журналистского образования, просто я считаю, что если дают хорошую и полноценную базу, то неважно, как это называется, пусть «факультет журналистики».
– Аня, почему ты пошла в журналистику после окончания филологического факультета?
– Поступать на филологию я решила из-за любви к изучению языков. Но журналистикой я начала заниматься гораздо раньше, чем определилась с вузом и специальностью. Мне было 14 лет, я занималась у Елены Климовой. Мы делали детскую газету-вкладыш к «Вечернему Новосибирску». И Елена Валерьевна разрешила нам попробовать себя в таком серьёзном издании, как «Российское здоровье и общество». Это серьёзная газета, федеральная. Однажды я туда написала крошечную заметку про голубей… Ужасно было стыдно вспоминать. Это были 1990-е голодные годы и мой папа с его товарищем ходили на охоту за голубями. Они их ели. Для меня это было дико. И я написала об этом. Это был своеобразный зов души, и Елена Валерьевна меня похвалила за то, что у меня есть потребность рассказать людям что-то, и я рассказываю.
– А что ты думаешь по поводу объективности и беспристрастности журналистской работы?
– Абсолютно беспристрастной журналистика быть не может никогда и ни при каких обстоятельствах. Объективность – это вообще какой-то теоретический абсолют, не достижимый в реальной жизни. Если я пишу материал, я уже представляю, как он начнётся и как закончится, и под это я подгоняю: «Так, мне нужно трёх экспертов, которые скажут “да”, и трёх, которые скажут “нет”». А на самом деле в жизни 800 экспертов, которые скажут «да», и только трое моих, которые скажут «нет». В чем объективность? Ни в чем. Даже в выборе темы ты уже не беспристрастен. Есть такой жанр, на мой взгляд, самый сложный, – журналистское расследование. Как в нём быть беспристрастным? Мне совершенно непонятно. Объективность выражается только в том, что ты общаешься с обеими сторонами конфликта.
– Скажи, стоит ли на кого-то ориентироваться в журналистике, иметь пример для подражания?
– Обычно говорят: «Не стоит выбирать себе кумиров, нужно быть собой и т.д.». Но я считаю, что подражание – это не так уж и плохо на начальном этапе. Это классно, если у тебя есть кумиры. Это значит, что ты интересуешься, ты в теме. Я считаю, что хорошо ориентироваться на человека в том, как он работает, брать на заметку какие-то его методы.
Я отношусь к журналистике не как к искусству, а как ремеслу. Если у тебя нет изначально своего стиля, без собственных наработок он не возьмётся из ниоткуда. Бывает очень редко, что человек – талантище с рождения, и ему не нужны никакие кумиры. А если необходим ориентир, то почему бы не поглядывать на кого-то, перенимать какие-то приёмы, особенности поведения, мастерство.
– Какие качества, на твой взгляд, противопоказаны журналисту?
– Если ты слепоглухонемой, то лучше не надо быть журналистом. То есть если ты не чувствуешь людей, некорректно себя ведешь и неуклюж в общении, то либо вообще не стоит начинать, либо перевоспитывай себя. Любому человеку нужно отвечать за свои слова, а журналисту вдвойне, потому что язык – это его рабочий инструмент.
– Аня, подскажи, как находить темы для своих материалов? Это ведь бывает достаточно проблематично.
– Начинайте интересоваться человеческими историями. Когда мы видим человека, мы почти сразу вешаем какой-то ярлык. А стоит просто представить интересную историю об этом человеке. Например, что это не просто студент из «неважнецкого» вуза, который перебивается с тройки на двойку, а что это ребёнок из многодетной семьи, или его дедушка – ветеран Войны, это ведь очень интересно! Историй вокруг очень много, а мы зачастую бываем близорукими.
Нужно писать о том, что тебе интересно, о том, что тебя окружает. Где-то услышать, где-то увидеть. Но! Когда думаешь о новой теме, нельзя забывать о своей аудитории. Тебе интересно, а читателям будет интересно? Нужно следить за аудиторией, «прощупывать» интерес.
– Какой совет ты могла бы дать начинающим журналистам?
– На начальном этапе очень важно найти своего редактора, своего «ангела-хранителя». А вообще нужно не бояться и пробовать всё! Если ты занимался политикой, а тебе говорят писать про моду, просто попробуй, и всё получится. Самый кайф журналиста – возможность менять тематику и не сидеть на месте!
Подготовила Варвара Любимец