Арина Батурина: « “Печатный” журналист зависит только от своих способностей»
Сейчас Арина Батурина работает консультантом управления пресс-службы администрации губернатора и правительства Свердловской области, но в ее послужном списке можно найти и работу в качестве корреспондента, а затем и главного редактора в еженедельнике «Аргументы и факты в Западной Сибири». Она поделилась своим мнением о профессии журналиста и рассказала о собственной карьере.
Как Вы оказались в журналистике?
Я выбрала эту профессию осознанно, где-то в 8 классе, и долго готовилась к поступлению. Дело в том, что я очень люблю писать, а еще мне интересны люди: их жизнь, поступки, судьбы, точки зрения. К тому же я очень любопытна по природе и мне кажется, что все как раз «упирается» в эту профессию: подвижную, творческую и совсем нескучную. К тому же моя мама работала на Новосибирском телевидении и, конечно, дружила с журналистами, редакторами. Я с детства общалась с этими людьми, и они мне казались невероятно эрудированными, раскованными и остроумными. Думаю, мне повезло, что я могла спрашивать их совета еще на момент выбора профессии.
Помните ли вы вашу первую журналистскую работу?
Мое первое редакционное задание касалось заметки с выступления детского хора. Я ответственно прослушала концерт, потом полчаса волновалась, прежде чем подойти к дирижеру, потом час мучила этого человека, в результате написала пять страниц занудного текста, от которого осталась заметка на один абзац. Но зато с моей фамилией!
Почему выбрали именно печатную журналистику?
Мне всегда казалась, что она дает большую свободу для самовыражения. Теле- и радиожурналисты больше зависят от множества условий: мастерства оператора или звукорежиссера, возможности найти хорошую картинку и хорошо говорящего спикера, искусства монтажа и т.д. «Печатный» журналист зависит только от своих способностей: расположить собеседника, найти нужную информацию. У него больше шансов сделать хороший анализ, к тому же на первый план выходит литературное мастерство.
Как на Вас и на Ваши интересы повлияла журналистика?
Сложно сказать, скорее, журналистика и мои интересы совпали.
Как вы считаете, какими качествами должен обладать журналист?
Думаю, он в первую очередь должен обладать хорошими аналитическими способностями, чтобы из огромного информационного потока вычленять самое главное, новое и интересное. У него должна быть хорошая интуиция, чтобы не стать жертвой чужих манипуляций. К тому же, он должен хорошо разбираться в истории, обществознании, экономике, финансах, политике, праве – чтобы не писать глупости (улыбается). Еще мне кажется очень важным – уметь производить хорошее впечатление на собеседника, чтобы общение с источником информации строилось не по принципу «отвяжись», а на равных.
Какие сложности Вы видите в этой профессии?
Сложность этой профессии в ее поверхностности и сиюминутности.
Как региональные СМИ отличаются от федеральных? Где цензура строже?
Я никогда не сталкивалась с проявлениями цензуры. Если я, как профессионал, знаю законы, по которым работают СМИ, а также общепринятые в профессиональном сообществе правила игры, плюс опираюсь на внутренние нравственные критерии, у меня не возникнет ситуаций, связанных с отсутствием свободы слова.
Как Вы думаете, обязательно ли специальное образование для современного журналиста?
Оно необходимо. В основе должна быть практика. К сожалению, многие молодые журналисты не умеют даже разговаривать по телефону, не могут сформулировать вопрос, придумать тему… Все это можно решить благодаря спецкурсам. К тому же сегодня на первый план выходит синергетическая журналистика, требующая владения самыми разнообразными навыкам: умением фотографировать, верстать, снимать на камеру, владеть веб-дизайном и т.д. Обучение таким навыкам также очень важно в сегодняшней профессиональной подготовке.
Ваши публикации появляются не только в печатном виде, но и в интернете. Как Вы можете прокомментировать стремительное развитие журналистики в интернете и постепенное ее угасание в других сферах?
Мне кажется, любая новая технология привносит дополнительный «всплеск» в журналистику, профессию подвижную и ориентированную на поиск новых возможностей в коммуникациях. К тому же, один из основных критериев успешности работы СМИ – обратная связь с читателями, зрителями и слушателями. Интернет как раз и дает возможность для такой быстрой обратной связи. В такой ситуации и владелец интернет—СМИ и его редактор и журналисты могут очень быстро, по количеству просмотров и комментариев, определять, насколько интересно публике то, что они делают. Конечно, остальные СМИ в этом смысле отстают, потому дублируют свою работу собственными сайтами. Однако я считаю, что речи «об угасании» печатной, телевизионной и радиожурналистики не идет. По крайней мере, рекламные продажи в таких СМИ падают не настолько, чтобы говорить о «кончине», а рост продаж в интернет СМИ не настолько впечатляющ, чтобы считать, что они сегодня лидируют. Скорее, это вопрос разных аудиторий и привычек. Скажем, число «читающих» людей во всем мире невелико, однако остается постоянным. Потому газеты и журналы всегда будут востребованы определенной аудиторией. Также как и телевидение, которое, например, почти не смотрит молодежь, зато смотрят люди старшего и среднего поколения.
Как Вы перешли от профессии журналиста к должности пресс-секретаря?
Моя карьера в журналистике сложилась логично и успешно. В ней я прошла все «ступеньки» от корреспондента отдела новостей – до редактора газеты. Я предпочитала писать о людях, и мне всегда очень нравилось делать интервью с людьми, состоявшимися в профессии, имеющими нестандартный взгляд на жизнь, интересные судьбы, совершающими сильные поступки. Однако дальше карьера могла быть только «горизонтальной», и мне показалось, что интереснее попробовать себя в новых сферах. Тем более что если будет возможность еще поработать в каком-либо издании, новый опыт, полученный на госслужбе и связанный с экономикой и финансами, обязательно пригодится. Многие журналисты со временем становятся пресс-секретарями, потому что знают журналистскую «кухню» изнутри и всегда могут прогнозировать, как «аукнется» тот или иной шаг должностного лица или компании в информационном пространстве и что нужно предпринять, чтобы эти шаги оказались успешными.
А что входит в Ваши рабочие обязанности нынешней профессии?
В мои обязанности входит делать все возможное, чтобы шаги властей в тех сферах, за которые я отвечаю (а это – экономика, финансы, привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего предпринимательства, туризм), были максимально прозрачны и понятны всем жителям региона. Для этого есть большое число средств – организация пресс-конференций, публикация в СМИ разъясняющих пресс-релизов, комментариев, интервью, организация пресс—туров для журналистов, подготовка ответов на запросы СМИ, мониторинг ситуации, работа с общественностью и многое другое.
Работая редактором, как Вы определяли, какая новость будет главная, какую новость ставить в ленту, какую нет. Чем руководствовались при выборе главной новости?
Каждый редактор руководствуется запросами своей аудитории. Если же он полагается только на свой вкус или на вкус своих сотрудников, то терпит неудачу.
Недаром все уважающие себя СМИ проводят маркетинговые исследования, с целью понять предпочтение своей аудитории и на этой основе выстроить свою рекламную политику. Например, работая редактором регионального приложения «АиФ» в Тюмени, я всегда опиралась на последние исследования, связанные с запросами аудитории. Потому на первом плане всегда были «социальные» новости, связанные с общечеловеческими интересами на местном уровне – безопасность, здоровье, образование, семья, деньги, жилье.
Какие советы Вы бы дали начинающим журналистам?
Главное – никогда не стесняться выглядеть глупым в глазах собеседника и лишний раз переспросить то, что непонятно. Как показывает практика, редкий собеседник в таком случае не начинает подробно и обстоятельно излагать свои мысли, иногда выдавая немало интересной дополнительной информации.
Подготовила Нина Зудилова