Екатерина Бурлакова: «Журналистика — это рынок, где все друг друга знают»

Екатерина Бурлакова окончила экономический факультет, затем была сотрудником телекоммуникационной компании, но поменяла свою сферу деятельности на журналистику, где и решила остаться. Работала в деловом издании «Континент-Сибирь», а в 2013 году пришла в редакцию «Ведомостей», где пишет тексты на экономические темы на данный момент.

Как вы пришли в профессию? Почему именно журналистика?

На самом деле, я не училась на журналиста. У меня экономическое образование, но сфера журналистики всегда была интересная мне не меньше, чем экономика. После окончания университета я работала экономистом в телекоммуникационной компании, но это оказалось однообразным и скучным, и я решила себя реализовать в написании текстов о бизнесе и экономике.

И вы попробовали свои силы?

Да, я пришла в редакцию делового еженедельника «Континент Сибирь». Это издание было одним из самых крупных, его традиционно считают «кузницей кадров» в Новосибирске.

Как попали в «Ведомости»?

В «Континенте Сибирь» я работала вместе с моим нынешним редактором. Она пришла в газету раньше, чем я, и когда появилась вакансия, позвала меня работать. Вообще, журналистика — это рынок, где все друг друга знают. И представляют, кто в чем хорош или плох.

Насколько я знаю, над новостями о Сибири вы работаете и на данный момент вдвоем, справляетесь ли вы с объемом информации?

Нас в Сибири действительно всего двое, и можно сказать, что этого вполне достаточно. Раньше мы готовили выпуск два раза в неделю, а сейчас их уже три. Естественно, объем работы увеличился, но думаю, что и это не предел возможностей.

Как составляется Сибирский выпуск «Ведомостей»?

В номер входят минимум две заметки о Сибири. Он распространяется только по региону. Мы пишем о событиях, которые, по мнению редакции, наиболее значимы. Формат требует, чтобы тема была раскрыта максимально подробно и со всех сторон. Например, если это какая-то промышленная компания, то надо узнать о ее доле на рынке, о динамике развития. Московский редактор спрашивает: А что это за компания и почему мы о ней пишем? И тебе необходимо доказать, что эта тема достойна внимания. Крайне важно представлять масштабы события, о котором планируем писать. Без этого статья не выйдет.

Как проходит ваш рабочий день?

По-разному, все зависит от того, чем ты занимаешься. Можно посетить какое-то мероприятие и принести новость оттуда. Можно, наоборот, пробыть весь день в редакции, находя информацию по телефону. Самый верный способ поиска — общение с источниками в компаниях, которые сами могут рассказать о своих новостях.

Возникают ли проблемы с получением информации?

Конечно, это одна из трудностей в работе. В пресс-релизах или ответах пресс-служб информация обычно неполная, на ее основе трудно построить статью. Поэтому приходится задавать 10-20 дополнительных вопросов. Нас часто критикуют, что мы задаем слишком подробные вопросы. Естественно, не все компании и ведомства хотят делиться подробностями, но это нужно, чтобы новость была построена на фактах и была объективной.

А как вы решаете проблемы отказа в информации?

Пытаемся доказать, что имеем на нее право. Цель многих пресс-служб — скрывать информацию, а не предоставлять ее. В этом случае на их стороне выступает закон РФ «О СМИ», по которому на запрос можно ответить в течение семи дней. «Ведомости» — ежедневная газета, и писать о событии недельной давности бессмысленно. Если редакция готовит материал о какой-то компании, которая сама ничего о себе не рассказывает, можно поговорить с другими участниками рынка, которые дадут ей оценку и поделятся имеющейся информацией о ней. Также свою оценку всегда с радостью дают независимые эксперты.

Любой человек, на ваш взгляд, способен стать журналистом?

Я думаю, что нет. Журналистом может быть только тот, кому это интересно. Я не считаю, что крайне необходимо наличие академического образования факультета журналистики, интерес к событиям и желание «докопаться» до истины играют бо́льшую роль.

Что, по-вашему, определяет журналиста как профессионала?

Самое главное – умение улавливать потенциально интересную для издания информацию. Иногда необходимо услышать то, что не слышат другие. Важно не бояться людей, общаться с ними и в краткие сроки делать качественный материал.

Как редакция работает с интернет версией газеты?

Сейчас у всех крупных изданий есть интернет версии и приложения. Абсолютно все материалы, входящие в номер газеты, публикуются и на сайте. Тем более есть приложения для гаджетов, которые делают доступ к информации более удобным. Газету можно взять в руки, когда, например, есть свободная минута в кафе.

А какие темы интересны непосредственно вам? С чем вы любите работать?

Меня больше привлекает экономическая тематика, события в крупном бизнесе. Меня всегда волнует, что происходит на строительном и потребительском рынках, в коммерческой недвижимости, в промышленности и финансовом секторе.

Комфортно ли вам работать в Новосибирске? Планируете ли переехать в Москву, например?

На мой взгляд, рынок в городе небольшой. Я не представляю, где будут работать все те, кто сейчас учатся на факультете журналистики. Огромная текучесть кадров, у многих изданий нет стабильности. На данный момент я не думаю о том, чтобы уехать, но такой вариант я, безусловно, не исключаю. Чтобы развиваться в этой профессии, наверно, в какой-то момент стоит задуматься о переезде.

Подготовила Александра Савельева