Евгений Бабушкин: «В семнадцать лет все грезят о славе. Это гормональное»

Евгений Бабушкин – не просто журналист, а еще писатель и музыкант. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности историк зарубежного театра. Публикуется с 2011 года. В 2012 году получил премию «Дебют» в номинации «малая проза» за подборку рассказов. Сейчас он руководитель службы информации проекта «Сноб».

Начну с того, что полагается спрашивать недожурналисту у журналиста: а каково это вообще – быть настоящим журналистом?

Настоящий журналист встает в семь утра и дописывает вчерашний очерк, не поев и не помывшись. В девять настоящий журналист начинает рассылку, раздает задания, ругается со своими корреспондентами и своей девушкой, которая говорит, что он сумасшедший робот. К одиннадцати журналист идет в офис, кстати, с видом на Кремль. Таково быть руководителем службы информации сайта «Сноб». Но кем бы вы ни были, и что бы ни торчало у вас за окном, журналистика – конвейер. Быть настоящим журналистом – значит выдавать что-то стоящее, вопреки конвейеру.

Нет ли сожаления и желания бросить все?

Я кормлю мать-инвалида и снимаю жилье в Москве – желание есть, возможности нет. Начинать карьеру заново с нуля уже не получится. Есть смежные сферы – сценарии, например – туда бы я удалился, да что-то Триер не зовет.

Что журналистика для вас именно, и какое будущее российской журналистики вы видите?

Для меня это способ заработать не слишком большие деньги не слишком постыдным способом. Я, как и все, мечтаю о независимой журналистике – но это идеал, горизонт, она вся зависима либо от государства, либо от крупного капитала. Так что подождем смены социальной формации. Что касается российской журналистики – она вторична по отношению к американской или европейской, так что если хотите предсказать будущее, почитайте какой-нибудь buzzfeed.

Евгений, как вы считаете, нужно ли учиться на журфаке, или все же это пустая трата времени и журналистское образование вовсе не обязательно?

Журфаки разные. Большинство выпускает идиотов. В то же время моя лучшая корреспондентка закончила журфак. У НГУ отличная репутация – возможно, ваш журфак и неплох. Любое гуманитарное образование – отличная штуковина: работа с источниками, организация времени, критическое мышление. Но фундаментальное гуманитарное образование лучше получать на филфаке, истфаке, философском. Я вот театровед. Говорят, впрочем, что журфак полезен для карьеры – преподаватели продвигают любимых учеников на производство. Не знаю. Рискните.

Вы человек разносторонний: писательство, работа в журнале, на ТВ, радио, социалистическое движение, что все-таки вам больше приходится по душе? Как вы все успеваете, где и в чем черпаете силы, как проводите свое свободное время?

А я ничего и не успеваю.

А что лучше продается: сказки либо статьи, и кто покупает?

Сказки не продаются и не пишутся на продажу. Тем удивительней, что именно за них я получил премию «Дебют» и миллион рублей — самый высокий гонорар в истории русской литературы, если учесть, что сказок на тот момент было всего четыре. Но миллионером себя не чувствую — вложился в постройку однушки в Петербурге. Одно скажу: если писать прозу, рассчитывая на деньги, обязательно получится какое-то дерьмо.

В интернете есть различные комментарии о вашей персоне, а как бы вы сами себя прокомментировали?

Пожалуйста, никогда задавайте таких вопросов. Читателю неинтересно, что какой-то хрен с горы считает себя похожим на героя Бельмондо в финале «На последнем дыхании».

А что бы вы посоветовали первокурснику журфака, грезящему о славе и признании, если не всего мира, то его доброй половины?

В семнадцать лет все грезят о славе. Это гормональное. В журналистике слава добывается проще, чем в медицине или ядерной физике, но и стоит дешевле Уверены, что она вам нужна? А что именно вам нужно? Чтобы лайкали ваше фото? Чтобы люди кричали ваше имя? Чтобы вашим именем назвали станцию метро? Я бы не отказался, но в Москве уже есть одна «Бабушкинская». Сейчас вы вряд ли разберетесь, о чем именно вы грезите. Так что советую работать, работать и пробовать, пробовать разные варианты и работать в разных жанрах.

И в завершение: вы часто пишете рецензии на фильмы, какой фильм могли бы посоветовать?

«Девять дней одного года». Отлично сделанная картина, передовой киноязык. Но это еще и фильм об удивительных людях, в чьей жизни есть большой и красивый смысл. Однажды он понадобится и вам.

Подготовила Полина Нечаева