Евгений Савченко: «Сейчас приходится часто менять темы»
Евгений Савченко — корреспондент телестанции «Мир», а также мастер спорта СССР по бадминтону. Евгений пришёл в журналистику в 1990-е, когда в Новосибирске её, по сути, ещё не было. За этот срок многое поменялось.
— Как вы начинали свой путь журналиста, и что было на этом пути интересного?
— Вообще у меня техническое образование, я закончил физико-технический факультет , вначале работал программистом. А потом, с середины 90-х, когда телевидение только зарождалось у нас в городе, я пошёл работать в программу, в которой рассказывалось про компьютеры. Тогда всё телевидение было ещё, можно сказать, детское. Свободное эфирное время на каналах было, а как его правильно заполнить, никто не знал. Где-то к концу 95-ого года я совмещал работу программиста и журналиста. Учился на практике, как и все в то время. Потом началось уже творчество, я стал делать спортивную программу. Это было тогда просто хобби, чтобы отвлечься от монотонности работы программиста. Потом, уже в 1996 году я пришёл на телестанцию «Мир» и здесь уже начал, можно сказать, расти вместе с нашим телевидением. Здесь появилась и редакционная политика: творчества стало чуть меньше, больше обязательств.
— В какой момент вы поняли, что ваше хобби становится именно профессией?
— Я всё время взвешивал, где мне интереснее. Это был плавный процесс. Журналистика более динамична, и я понял, что монотонное сидение перед компьютером мне не интересно. И через некоторое время уже программирование стало для меня дополнением к основной профессии. Хотя, даже будучи уже на телевидении, я делал разные компьютерные программы. Например, для архивирования видеоматериалов — они до сих пор у нас работают.
В журналистике всегда происходит что-то новое, ты всегда на гребне волны, в гуще событий. Самое интересное — это когда ты находишься в «новости дня». Взять, например, ту же эстафету олимпийского огня. Десятки тысяч людей смотрят на эти события со стороны, а ты оказываешься внутри и переживаешь вместе с участниками, заряжаешься их эмоциями, энергетикой. Можно сказать, что это наркотик, который позволяет сохранять интерес к работе.
— А как изменилась журналистика в Новосибирске за тот срок, который вы в ней работаете?
— Как я говорил, когда я пришёл в журналистику, её в Новосибирске практически не было. Только где-то в начале 2000-ого года она окончательно установилась и стала динамично развиваться. Уровень рос, ориентировались по федеральным каналам, старались держать стилистику. В принципе, опирались и на образцы: какое-то время НТВ лидировал по новостям, старались быть на них похожими, смотрели, учились. Но потом сами федеральные новости немного, честно говоря, размазались, там пропало яркое созвездие лиц, они стали однообразными. И у нас произошло что-то похожее.
— Чем вас привлекает спортивная журналистика?
— Я сам занимаюсь и занимался спортом, поэтому в этом материале я разбираюсь, я понимаю психологию спортсменов и могу разговаривать с ними на одном языке. Но вообще я занимался разной журналистикой: я и медицину снимал, и дороги, и политику, и городскую жизнь. Сейчас приходится часто менять темы. Вообще я считаю, что нужно сконцентрироваться на чём-то одном, потому что, когда начинаешь заниматься всем подряд, теряется направленность работы с людьми. Когда ты с одними и теми же людьми работаешь, тебе проще общаться. Но время от времени пробовать что-то новое тоже полезно, чтобы освежить взгляд. Так что и в разных темах тоже ничего плохого нет.
— А когда вы рассказываете о каком-то событии, у вас не возникает чувства ответственности перед людьми? Ведь они увидят всё так, как вы расскажете.
— Да, это чувство ответственности есть, но я бы не сказал, что это главное, что ты всё время об этом думаешь. Главное — это стремление рассказать интересно. Часто темы бывают с виду скучные, и нужно уметь найти в них изюминку. Везде есть эта изюминка, и если получается её поймать, открыть, то тогда сюжет удаётся.
— А кроме умения интересно рассказать о событии, какими качествами ещё должен обладать журналист?
— Остальные умения — это составляющие. Он должен понимать, как интересно рассказать о событии. Можно просто описывать всё с позиции новичка, но не всегда это бывает интересно слушать. Всё-таки главное — уметь отыскать изюминку. Ведь в жизни всё похоже одно на другое, всё повторяется, и не только спорт, но и любые городские события. Нужно уметь преподать повседневную жизнь как мини-драму, мини-фильм.
— То есть в каждом фильме должна быть какая-то проблема?
— Необязательно проблема. Это может быть яркий персонаж, необычная жизненная история, достижение, открытие. То, что заставляет людей задуматься. Можно посмотреть на проблему с другой стороны или как-то связать несколько проблем.
— Как вы относитесь к универсальным журналистам? Которые одновременно снимают, берут интервью, фотографируют, потом монтируют. Как это, хорошо или плохо?
— Я думаю, что скорее хорошо. Если получается всё сделать качественно, то это даже очень хорошо. На мой взгляд, попробовать журналист должен всё, чтобы представлять, как это работает. Я и сам умею снимать и монтировать в какой-то мере. Но чтобы успеть всё, нужно быть очень сконцентрированным, очень умелым. Это физически тяжело — сделать всё самому. А особенно если ты работаешь в новостях — это всё-таки конвейер, там точно всё невозможно успеть. Условно говоря, приезжаешь ты на какой-то сюжет: оператор работает, а ты в этот момент должен ориентироваться на местности, искать людей, так как время на видеосъёмку материала ограничено. Если же предположить, что ты уехал в командировку, и тебе за два дня нужно снять какой-то материал, тогда, может быть, редакции будет дешевле послать одного человека, который всё умеет делать. А в местных новостях это просто не имеет смысла.
— А можете рассказать, как проходит один день у вас в редакции?
— С вечера записывается график на съёмки, все должны иметь темы сюжетов. Очень редко, может, раз в две недели, бывает так, что день начинает лететь, рушиться за счёт каких-то свежих оперативных событий. Всё достаточно упорядоченно, 80% журналистов работают по проверенным темам. Если возникает какая-то срочная новость, по которой нужно собрать информацию в течение дня, то ты начинаешь всех обзванивать, едешь на место события. А в целом, планирование — достаточно важная составляющая работы журналиста. Без этого возникает лёгкий хаос, из-за которого трудно работать всей редакции. А так, получается, с вечера составляешь график, утром едешь на съёмку. Иногда бывает, что материал нужно сделать в разных видах: в одну программу более сжато, в другую чуть подробнее. Иногда он может сниматься несколько дней, и за один раз ты делаешь только кусочек. Бывает, что в один день, наоборот, несколько съёмок, и потом они распределяются на неделю. Но основной порядок такой: ты снял материал, приезжаешь, начинаешь его обрабатывать. Смотришь синхроны, смотришь видеоряд, какие задумки были по ходу сюжета. Смотришь, удались ли эти задумки у оператора. Потому что бывает, что нет: например, забили гол, а оператор не снял — к такому тоже надо быть готовым. Обрабатываешь материал, в зависимости от того, что всё-таки есть, пишешь сюжет. Бывает, что мало снятого материала, и приходится сюжет как-то по-хитрому переделывать. После того, как ты написал сценарий, идёшь к режиссёру видеомонтажа. Потом смотришь, что получилось, пишешь подводки для диктора, и всё.
— Как вы считаете, в спортивной журналистике возможно быть болельщиком?
— Болельщиком быть возможно, и ты им бываешь, но я часто ловлю себя на мысли, что, наоборот, частота этих событий убивает в тебе болельщика, потому что чувства приедаются, часто ты весь в работе и вынужден отвлекаться от эмоций. Но всё равно в основном ты остаёшься болельщиком, особенно если это какие-то решающие матчи. Причём бывало, что я, например, не как журналист приезжал, а просто как болельщик. И тогда мне даже иногда не хватало камеры. Хочется же чего-то большего, поговорить с участниками, особенно если положительные эмоции, и этого очень не хватает.
— А какие сейчас есть перспективы у людей, которые пойдут в журналистику, в частности, спортивную, в Новосибирске?
— Я не думаю, что здесь есть какие-то большие перспективы. Это местное телевидение, местные газеты, местное радио — всё довольно повседневно и буднично. И не так много таких событий, на которых ты ощущаешь себя в центре. Понятно, что в Москве или за рубежом, например, Олимпийские трансляции, более популярны, их все смотрят. Но, с другой стороны, там ты оказываешься одним из 20 человек, которым дают интервью, и у тебя нет возможности работать индивидуально. Здесь ты можешь, например, один подойти к волейболисту и спросить у него что-то своё, неожиданное, так как есть нюансы, которые известны только тебе. Есть свобода творчества. А там этой свободы меньше, потому что, когда много камер, человек отвечает дежурными фразами. Там меньше индивидуальной журналистики, но при этом ты освещаешь события более грандиозного масштаба.
— Что вы могли бы посоветовать начинающим журналистам?
— Есть такой совет: часто бывает, ты пишешь сюжет и рассказываешь о нём своему другу. И понимаешь, что ты рассказываешь совсем про другое. Например, твой сюжет был про карате, а ты говоришь о том, как там девочка, которой всего 5 лет, лучше всех выступала. И тогда возникает вопрос: а почему ты не рассказал об этом в сюжете? Вот эти обычные жизненные моменты, которые ты рассказал бы другу, обязательно должны быть и в сюжете. Они, вроде бы, не имеют отношения к большой светлой цели, к большому турниру, это какое-то совершенно незаметное звено, но ведь ты неслучайно рассказываешь именно об этом. Значит, именно это и было самое интересное. И об этом нужно рассказывать зрителю..
Подготовила Дарья Петрова