Галина Барановская: «Журналист в плане увольнения с работы все же защищен»
Журналистика — профессия многогранная и неоднозначная. И порой чудовищно трудно найти в ней ориентиры, правильный путь и себя. А ведь именно это и определяет нас как профессионалов. Поэтому я решила попросить совета у человека, благодаря которому я сейчас на журфаке. Галина Барановская больше двадцати лет отдала работе в редакции районной газеты «Советское Приангарье». Именно потому к ней я и направилась с длинным списком вопросов, кучей мыслей и желанием разобраться, что-кто-зачем-и почему.
— Откуда и почему возникло желание заниматься журналистикой?
— По образованию я технолог наборных процессов и учитель русского языка и литературы. Придя на работу мастером типографии, я через некоторое время стала писать. Постепенно журналистика стала моей основной работой.
— Вы не учились на журфаке, то есть всё приходилось осваивать самостоятельно и на ходу. Это было плюсом или минусом в профессиональном плане?
— Плюсом послужило то, что рядом со мной работали настоящие асы в журналистике, люди с огромным жизненным и профессиональным опытом. Они поправляли, направляли, кое-где критиковали. Услышать похвалу от старших коллег было счастьем. Постепенно я освоила и теорию: жанры, умение строить разговор, а главное, научилась общаться с самыми разными людьми.
— Каждый ли может быть журналистом?
— Писать может каждый, а вот стать журналистом сможет не каждый. На моей памяти в редакции пробовали работать несколько учителей словесности, но остаться в профессии смогли единицы. Здесь своя специфика, свои законы. Нужно не только формулировать мысли, нужно суметь собрать материал и выделить из него самую суть (отмести зерна от плевел), а не излагать все подряд, лишь бы план по строчкам выполнить.
— Журналистика — ремесло или творчество?
— Журналистика и ремесло, и творчество. Приведу пример ремесла. Только что прошло какое-то важное мероприятие, а газета уходит в печать утром. Еще не улеглись эмоции, не утряслось в голове все действо, а ты должен выдать тысячу знаков. Какое уж тут творчество? И теперь пример того, что журналистика — это творчество. Приехав из очередной поездки, например, в дальнее село, ты пришел утром на работу, попил кофе и стал придумывать, как лучше подать материал: отдельными зарисовками, или в виде репортажа, или как путевые заметки. Вспомнил какие-то мелкие «картинки» и подумал, куда их можно вклинить. Вот это и есть творчество.
— Поднимая весьма острые социальные темы, есть риск, например, потерять работу?
— Риск потерять работу имеет редактор, который пропустил твой острый материал. Журналист в плане увольнения с работы все же защищен. Сама я в сложные ситуации попадала лишь тогда, когда оставалась и. о. редактора. Как журналист я старалась не выходить за рамки дозволенного, но и на старуху бывает проруха. Выпустив острый материал про транспортное предприятие, на котором работал сын, я подвела его под увольнение. Меня не тронули, а сын лишился работы. И так бывает.
— Есть ли у нас в стране реальная возможность говорить свободно?
— Есть и журналисты ею пользуются. Вопрос в другом: а нужна ли кому-то твоя правда? Ведь в каждом споре есть две точки зрения… Нужно просто знать грань, через которую перешагивать не нужно. И не из страха быть наказанным, а из чувства уважения к самому себе. Улягутся страсти, а с какой физиономией ты потом ходить будешь? Я не уважаю журналистов с замороженными глазами.
— А какие проблемы являются самыми крупными в современной журналистике?
— Одна из основных проблем: неумение разбираться в человеке. Он тебе врет с три короба, а ты, наивный, рот открыл. Нельзя считать свою точку зрения верной, ты должен донести суть того, что говорит респондент, а не комментировать его позицию. Не надо врать, даже во имя больших гонораров. Проплаченная журналистика — самое худшее, что можно придумать. Работаешь на кошелек, значит ты уже ремесленник, а не творческий работник.
— Как не перегореть профессией, не потерять интерес к ней?
— От этого рецептов нет. Я вот перегорела, хотя до сих пор пишу в газету, когда редактор просит. Недавно газета отмечала 80-летие, в один из номеров я написала большую статью о том, что мою семью связывает с газетой. Материал оценили. Мастерство, как говорится, не пропьешь…
— На ваш взгляд, какое самое необходимое и ценное качество журналиста?
— Самые ценные качества журналиста — честность, порядочность, трудолюбие. Про вранье я уже выше сказала. Про порядочность и говорить не стоит — аксиома. А вот трудолюбие — это то, когда ты знаешь слово НАДО и по любой команде готов хоть в гору лезть, хоть с президентом беседовать. Как у пионеров: будь готов! всегда готов!
— Что важнее — давать аудитории то, что она просит, или писать о том, что самому кажется важным?
— Однозначно, писать о том, что считаешь важным. Хотя на практике часто получается наоборот. Зарплату-то получать из чего-то надо, вот и пишешь, например, материал, о работе магазина или ваяешь биографию кандидату во что-то. Они платят за заказной материал, а тебе дают зарплату. Печально, но факт.
— Замечали ли вы какие-то профессиональные деформации у себя или коллег?
— Профессиональные деформации — это когда идешь вечером домой и видишь яму с водой. Простой человек ее просто обойдет, а журналист видит в яме источник информации. Кто выкопал, откуда вода, кто недосмотрел и не огородил. Утром хватаешься за телефон и выдаешь острый материал про разгильдяйство.
— Кто из журналистов является для вас примером или образцом?
— Примером в журналистике для меня служат мои уже покинувшие этот мир коллеги-наставники: Леонид Васильев и Владимир Зыков. Это они учили меня азам журналистики.
— Профессионализм в журналистике — что это для вас?
— Профессионализм в любом деле — это всегда знать то, что в мире еще много непознанного, интересного. Главное хотеть это увидеть, познать и рассказать читателю.
— А почему вы выбрали именно печатную журналистику?
— Печатная журналистика несет возможность увидеть свою работу на бумаге и проанализировать ее. Я храню все газеты за те годы, что работала в редакции. Иногда перечитываю их, нахожу слабые и сильные места. Открою небольшой секрет. На экране компьютера материал смотрится так, в распечатанном листке уже по-другому, а газете ты его можешь просто не узнать. И не из-за редакторско-корректорской правки, а потому, что в газете ты его читаешь, как читатель, он уже как бы не принадлежит тебе.
Подготовила Ирина Апуник