Илья Галагуз: «Я никого сюда не зову, потому что это проклятое дело»
Илья Галагуз — выпускающий редактор интернет-журнала «Сиб.фм». Отвечает за выпуск новостей, занимается редактурой, ведёт твиттер «Сиб.фм» и курирует несколько рубрик. Работает в этом интернет-журнале Илья с 2013 года. Учился на журфаке НГУ, отчислился.
— Как вы пришли в журналистику?
— Можно сказать, я пришёл в журналистику по знакомству — на моё решение повлияли впечатления от нескольких человек в этой сфере. Когда учился в старших классах, пришёл в «шарик» рядом с «Глобусом» на встречу любителей трип-хопа. Тогда я сильно подсел на эту музыку. На встрече было человек десять, мы общались, пили вино. Там я познакомился с Димой Гвоздевым с журфака. Он меня впечатлил. Потом все начали готовиться к ЕГЭ, и моя одноклассница ну прямо очень захотела поступить на журфак, а я в тот момент ещё не определился, куда хочу поступить. Мы пошли на курсы к Ане Дорониной. Общение с ней тоже дало толчок.
Вообще, на первом курсе журфака многие хотят стать журналистами, чтобы изменить мир, сделать его лучше. Такого со мной не было. И я никогда не фанател от журналистики. Лет в семь я так ненавидел, когда папа включал новости по телевизору, что убегал в другую комнату. Даже сейчас не фанатею, хотя работаю журналистом. Мне кажется, сейчас тяжёлое время для журналистики, и я никого сюда не зову, потому что это проклятое дело.
— А давно работаете на «Сиб.фм?»
— Я начал работать в штате с сентября 2015 года. Я давно сотрудничал с «Сиб.фм» и был неравнодушен к изданию. Сначала познакомился с руководителем проекта Леной Шкарубо. На журфаке она вела несколько курсов. Захотел стать автором на «Сиб.фм», сообщил об этом Лене, и она посоветовала обратиться к тогдашнему выпускающему редактору —Саше Морсину. У меня появилась идея взять интервью об остановках, урбанистике и городской среде. Написал Саше большое письмо, обсудили тему. Это был май 2013 года. Так я начал писать для «Сиб.фм». В том же году у меня была там летняя практика. Через где-то год из редакции ушёл Саша Морсин, главный редактор Ива Аврорина и новостной редактор Пётр Лохов, который давным-давно основал новостной отдел НГС, и редакция поменялась.
Осенью 2015 года — новые отставки и назначения, и меня позвала в штат исполнительный директор Оля Орлова. Ей казалось, что «Сиб.фм» нужен неравнодушный человек, который будет крыть всех матом и придираться к качеству. Первые полторы недели я тупо привыкал просыпаться к девяти утра и писать новости круглые сутки. Это было для меня необычно, так как до «Сиб.фм» я работал фрилансером — верстал газеты, делал логотипы, иногда что-то куда-то писал — и мог ложиться часов в шесть утра.
— А можно долго работать фрилансером?
— Если занять свою нишу, набрать пул постоянных заказчиков и, соответственно, иметь постоянный заработок, можно и всю жизнь проработать, хотя не знаю, как они будут получать пенсию. Возможно, эта потребность исчезнет. Когда ты фрилансер, для тебя крайне важен тайм-менеджмент, саморазвитие и подбор хороших проектов. Это относится и к журналистам-фрилансерам. В целом фриланс даёт не меньше связей, чем работа в редакции: контактируешь с людьми, и, если ты качественно отработал, они рано или поздно приводят к тебе новых заказчиков. Мне до сих пор кто-то пишет, предлагает какие-то проекты, а я отказываюсь, гад такой. Но я ушёл из фриланса не потому, что мне там не нравилось. Фрилансером поработать ещё успею.
— До работы в редакции неплохо иметь опыт работы фрилансом?
— В нашей редакции висит бумажка, на которой написано: «Дела важнее слов». Все студенты журфака, которые хотят стать журналистами, что-то куда-то внештатно пишут, а это чистый фриланс: есть свободное время, исполнитель, заказчик, техническое задание, результат, оплата. Поэтому опыт работы фрилансером нужен, а ещё лучше — чтобы был опыт работы в штате. Если бы я не зарекомендовал себя своими текстами, знаниями и отношением к проекту, то меня бы не взяли.
— То есть знания тут играют достаточно большую роль?
— Практические знания. Что касается глубины знаний и специализации, тот же НГС — это такая махина, которой нужны люди, хорошо разбирающиеся в узких областях, тонко настроенные инструменты: редакторы, новостники, программисты, фуд-журналисты… Штату «Сиб.фм» нужны адаптивные универсалы-креативщики, потому что редакция небольшая. То есть я пишу новости, веду твиттер, редактирую материалы, программирую тесты, придумываю дизайн, верстаю, матерюсь на всех. Без широких знаний это невозможно, конечно.
— Говорят, что журналист должен знать всё, но, видимо, не ко всем редакциям это применимо?
— Всё знать невозможно, конечно. Для маленьких редакций широкие знания, стремление к расширению кругозора, адаптивность, умение работать в жутком темпе — это необходимость, и от неё нельзя отказаться. Это касается в первую очередь новостного отдела. Мы пробовали брать новостником историка, для которого гражданский активизм — это специализация, и для него было жуть как сложно писать о туризме, бизнесе и банкротствах. Он не понимал, зачем это всё нужно, и кому это вообще интересно. Но ушёл он по другой причине — из-за своей неспособности к адаптации.
— А вы в чём лучше разбираетесь?
— В первую очередь в дизайне. Люблю современное искусство, урбанистику и науку, но у нас есть внештатные журналисты, которые куда круче разбираются в этом. Пожалуй, если и уйду из редакции, то перееду в Академ ради научной журналистики, потому что это очень классно, интересно и значимо. Причём факультет журналистики в Академе есть, а журналистов в Академе нет, кроме «Науки в Сибири» и одиночек.
— Нужна какая-то популяризация науки?
— Я не люблю слово «популяризация». Думаю, в прессу попадает процентов десять инфоповодов. Если просто сопоставить количество всех научных сотрудников в Академе с числом новостей за месяц, станет понятно, что новостной потенциал там точно не раскрыт. Сколько сотрудников в Институте ядерной физики? Ну тысячи три-четыре, и все они чем-то занимаются. Понятно, что исследования и разработки длительны, но сколько новостей «Наука в Сибири» пишет в день? Или вообще не пишет, или пишет одну, редко — две-три новости. Но ведь есть журфак в Академе. Причём у большинства студентов-журналистов есть всякие модные гаджеты, которые когда-то были этой самой нау-у-у-укой, а стали неотъемлемой частью жизни. Наверное, большинство студентов просто боится.
— Разбираться?
— Ну да, нау-у-у-ука кажется сложной. Хотя самый интересный нон-фикшн, который я читал, связан с наукой.Такие новости полезнее для читателя, чем общественно-политические, которые, в общем-то, не дают новых знаний о мире. Новость о лекарствах, которые могут быть в десятки раз эффективней, более значима, чем — о просьбе «Яблока» присоединить их к крестному ходу РПЦ на первое мая или про первый снег за окном.
— То есть журналисты должны больше обращать внимание людей на прогресс, новые открытия?
— Я хочу этого, но это долгосрочная работа с читателем. Новости про прогресс в целом читают меньше, хотя именно они должны интересовать всех. Если в аптеках появятся лекарства в десять или сто раз эффективнее прежнего, это же круто! Но нет, будут читать про секс и аварии. Это точно.
— Но это зависит от запросов публики.
— Когда ты управляешь средством массовой информации, перед тобой, к тому же, стоят бизнес-задачи, в числе которых читаемость. Для новостников также необходимо чутьё — способность в подходящий момент найти и отписать инфоповод, получить цитируемость и читаемость. Подходящий момент — это не всегда означает быть первым. Поэтому приходится писать про скандалы, запрещёнку и яйца Тихона.
— А как найти тот момент для науки?
— Меня это тоже интересует. Большую роль играют каналы распространения — соцсети, а не Яндекс.Новости или Медиаметрика. Иногда очень многое решает чей-то репост. Если лидер мнений расшарит новость, волна запустится. В этих случаях научные новости великолепно читаются.
— Всё-таки соцсети играют большую роль?
— Да, но солидный трафик на сайт из соцсетей, как у нас, — это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо — в плане читаемости. Плохо — большой трафик из соцсетей означает, что мало кто заходит на главную страницу. Как бы ни работали твои соцсети, важно каждый день выращивать «ядерную» аудиторию издания, которая будет заходить на главную страницу, просматривать её полностью, кликать везде. Это куда важнее для СМИ в долгосрочном плане — чтобы больше читателей тебя любили и заходили напрямую, без соцсетей-посредников. Соцсети важны и нужны, но надо заниматься ещё и другим.
Подготовил Георгий Вишневский