Карина Веласкес: «Я всегда больше работала, чем училась…»

Карина Веласкес окончила факультет журналистики в Новосибирском государственном педагогическом университете. Сейчас она работает продюсером телевизионных программ «РБК ТВ Новосибирск», журналистом и телеведущей. В интервью она рассказала нам о своем журналистском пути и о сложностях, с которыми ей пришлось столкнуться в процессе обучения и работы.

— Что вас привело в журналистику?

— Буду откровенной: когда пришло время выбирать, куда мне поступать, я имела весьма отдаленное представление о том, кем хочу быть и что я буду делать. Знала только то, что я классический гуманитарий и мне необходимо общение с людьми. Поступила на факультет журналистики в НГПУ и примерно на второй неделе моего обучения нас пригласили на открытие «Аллеи журналистов», там я понаблюдала за работой телевизионщиков и все поняла о своем будущем. Не успела я придумать план скорейшего трудоустройства в какую-нибудь телекомпанию, как еще через неделю к нам в университет пришли из школы-студии при ГТРК Новосибирск (государственная телевизионная радиовещательная компания) и пригласили на обучение. В конце этого обучения нас ожидала практика в течение месяца на ГТРК. Это и стало моей целью. Я прошла обучение, затем приступила к практике, которая проходила под руководством Светланы Антимоновой телеведущей в «Вести Новосибирск».

— Расскажите о вашем первом рабочем месте и о первом значимом событии в вашей карьере.

— ГТРК Новосибирск — это была моя первая работа, практически «первая любовь» и именно там, «в полях», я научилась многим полезным вещам, прежде всего, журналистской дисциплине. Я очень строга и к себе, и к окружающим, не люблю неграмотные вопросы и несобранность, за непунктуальность готова сразу увольнять. Научилась работе в команде: поверьте, очень непросто работать со взрослыми и страшными «дядьками-операторами» когда тебе 18 лет. Ну и, конечно же, профессиональным азам. Что касается важных событий в моей карьере, то я не могу выделить какой-либо материал, все важны по-своему. Каждый написанный мною текст, отснятый материал редактировался наставниками и благо были они у меня действительно лучшие, от них я почерпнула лишь все только нужное, полезное, что имеет не только практическую ценность.

— С какими сложностями профессии вы встречались на пути обучения, и уже непосредственно работая?

— Я всегда больше работала, чем училась. Поэтому буду говорить с точки зрения практика. Самое сложное в «нежном» возрасте, когда тебе 18 и кажется, что ты уже все знаешь и умеешь, попасть во взрослую и уже сформированную команду. Найти со всеми общий язык, и при этом сохранить свою индивидуальность. Приходится проходить через большое количество редактуры. Каждый редактор будет ломать под себя. Поэтому нужно научиться делать выводы, принимать критику и при всем этом искать свой стиль, а не копировать его. Еще она трудность, с которой мне пришлось столкнуться, когда тебе нужно добыть информацию, а ты даже не знаешь с чего начать, как найти спикеров и как убедить в том, что тебе можно доверять. Всегда нужно находить общий язык с людьми. Журналист должен по совместительству быть еще и психологом.

— Кто был вашим наставником, либо оказал наибольшее влияние на вас, и в чем это выражалось?

— Своими наставниками я считаю Светлану Антимонову и Жанну Заславскую. Они правили мои первые тексты без ущерба для моего стиля, и в то же время были ко мне безжалостны. Давали дельные советы не только относительно съемки сюжетов, но и в том, как общаться с интервьюируемыми и коллегами. Они — практики. Вот и я в теорию не особо верю, хотя это может и не правильно. В одном я уверена точно, если ты трудолюбив, то у тебя всегда все получится.

— Кто журналист, на которого вы равнялись или равняетесь?

— Не сотвори себе кумира. Для начала честно признаюсь, что я законченный телевизионщик, который имеет хобби в виде работы на радио. К печати я равнодушна, поэтому за судьбой печатных журналистов не особо слежу. Из-за того, что я уже давно не только журналист, но и менеджер, я чаще обращаю внимание на тех профессионалов которые грамотно совмещают телевидение, радио с продюсерской работой. Это действительно ценно. Я симпатизирую Владимиру Познеру, мне нравятся его интервью, его манера. Очень нравится идея проектов: «Тур де Франс», «Малоэтажная Америка», «Их Италия». Очень уважаю Валерию Мозганову («Бизнес ФМ»). Она руководит проектами о рынке недвижимости. Я тоже этим занимаюсь. Очень люблю ее стиль повествования. Когда мне предложили работу на «Бизнес ФМ Новосибирск», я слушала ее программы, чтобы вникнуть в особенности формата. Очень важно наблюдать за работой своих коллег и черпать от них полезное и интересное, то что может пригодиться в твоей работе.

— Опишите самый красочный момент на вашем профессиональном пути.

— Я думаю, что он все-таки еще впереди. Но значимым моментом я бы назвала работу на «РБК Новосибирск» и свой главный телепроект «Ключевой Вопрос». Я пришла на РБК, когда проект уже выходил в эфир. Изначально, мне эта программа откровенно не нравилась. Не нравилось, как подают материал, некоторые технические моменты меня смущали, мало былосюжетов. Я поставила перед собой две задачи: улучшить качество и расширить клиентскую базу. Получилось или нет – об этом лучше спросить у зрителей и наших клиентов. Как руководитель проекта, я придерживаюсь нескольких правил. Первое — не работать с неблагонадежными компаниями. Я абсолютно искреннее могу сказать, что в «Ключевом Вопросе» появляются только те компании и эксперты, услугами и консультациями которых я пользуюсь сама и пользуются близкие мне люди. Наличие принципов не позволит мне работать иначе. Второе правило – честность. Я знаю, что о честности и открытости говорят все. Но, как правило, менеджеры по продажам, заинтересованы исключительно в своем вознаграждении, им главное продать. Мне же нужен качественный и интересный продукт, потому что это «мое лицо», я очень самокритична, порой даже больше чем надо. Наши программы – это инструмент для поддержания и продвижения бизнеса, поэтому моя задача подобрать каждому игроку рынка самый оптимальный формат для реализации его бизнес-проектов, и конечно же, чтобы это было полезно зрителю. Позволю себе небольшую нескромность – то, что делаем мы, не делает больше никто. Даже в других странах, на которые многие так любят равняться, нет таких узконаправленных проектов.

— Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий журналист и какие советы вы могли бы дать начинающему журналисту?

— Повторюсь, но на мой уже немного опытный взгляд, самое главное это ответственность! К сожалению, журналисты очень часто страдают ее отсутствием. Уважайте своих зрителей, уважайте свою команду и гостей! Они все вам пригодятся в будущем. Запомните, что не бывает бесполезных или случайных знакомств. Человек, с которым вы познакомились вчера, может стать полезен через два года. Но лучше поздно чем никогда. Работайте над своим голосом, внешним видом и манерами. За журналистами уже давно закрепилась слава «любителей выпить» и поесть, что называется «на халяву» на каком-нибудь мероприятии, порой в ущерб материалу. Мне самой неприятно видеть таких журналистов, но увы их очень много. А люди, как правило, судят по большинству. Добавлю, что в будущем практически каждому начищающему журналисту предстоит работать над заказными и рекламными материалами. Это нормально, такова действительность. Всегда можно подать рекламный материал грамотно и с пользой для аудитории. Как я уже говорила, что очень важно сохранить свою индивидуальность, быть профессионалом, подходить ко всему с творчеством, уметь заинтересовать свою аудиторию, но не забывать о достоверности, объективности и ответственности, которую ты несешь за свой материал. Пожалуй, это самое главное.

Подготовила Валерия Балуева