Константин Мильчин: «Работа журналиста вполне творческая. Необходима только некоторая самоорганизация»

Константин Мильчин — один из тех журналистов, которым комфортно работать как в печати, так и на радио и телевидении. Он является редактором отдела культуры журнала «Русский Репортёр» и обозревателем газеты «Ведомости. Пятница», вел телепередачу «Переплёт» на канале «Style TV» и ведет постоянную рубрику на радиостанции «Business FM».

— Константин, как вы пришли в журналистику?

— Изначально я хотел стать историком. Из всех исторических факультетов наиболее симпатичным мне показался историко-филологический факультет РГГУ. Его и окончил, а в журналистику попал достаточно случайно. В газете «Книжное обозрение» сменилась команда, ушли старые авторы, стали искать новых, молодых, готовых работать за копейки. Один из руководителей новой команды был однокурсником моей мамы и именно от него я узнал о возможности работать в этой газете. Идея меня заинтересовала, и, собственно, с тех пор я в журналистике.

— С «Книжного обозрения» началась ваша карьера литературного критика, но сегодня ваши статьи в «Русском Репортёре» не ограничиваются рецензиями на книги. Не так давно вышел и ваш репортаж о ситуации в Крыму. С чем связана такая смена курса?

— Моя основная работа – это, действительно, рецензии и интервью с писателями, издателями, переводчиками и книготорговцами. В «РР» же я занимаюсь культурой как таковой. Вот, например, мой последний крупный материал – это полушуточная статья о кошках в мировой культуре. Но иногда хочется немного сменить направление. Лет семь назад я даже два года работал в деловой газете. Что касается Крыма — так это просто интересно.

— В чём, кроме чтения огромного количества книг, состоит отличие работы литературного обозревателя от работы журналиста?

— Литературных обозревателей человек 20-30 на всю страну. Это первое отличие. Но основное — в том, что у нас, так скажем, меньше шансов столкнуться с чем-нибудь противным. Всё-таки нас не так касаются идеология и цензура.

— Вы имеете опыт работы и в печати, и на телевидении, и на радио. Где вам комфортнее?

— Я, конечно, в первую очередь, пишущий журналист, но на радио почти непрерывно работаю с 2001 года. Да и на телевидении, впрочем, тоже. Во всём есть свои преимущества и недостатки.

— Что вам больше всего нравится в вашей работе и что, напротив, не нравится?

— Нравится? Ну, наверное, когда люди благодарят. Пишут сообщения в Фейсбуке или вКонтакте. А ещё круто, когда внезапно голос узнают. Не нравится мне то, что происходит с журналистикой в нашей стране. Она находится в плачевном состоянии.

— А что, по-вашему, мешает развиваться российской журналистике?

— Мешает сильное давление государства или связанных с ним спонсоров, экономический кризис и общий кризис мировой традиционной модели функционирования журналистики.

— Константин, добрая половина тех, кто идёт на журфак, уверена, что журналистика – профессия творческая. Как считаете вы?

— Во-первых, на журфак идти не надо. Лучше просто получить хорошее гуманитарное образование. А вообще, мне кажется, что работа журналиста вполне творческая. Необходима только некоторая самоорганизация.

— Почему вы считаете, что лучше получить гуманитарное образование?

— Потому что журналистское образование – это от всех гуманитарных образований по чуть-чуть. Я думаю, что лучше получить одно полноценное.

— Какой совет вы могли бы дать начинающим журналистам?

— Выбрать другую профессию. Если первый совет не подействовал, тогда найдите тот наркотик, который поможет вам не спать и сохранять бодрость. Кофе, чай, кола, сигареты — нужно понять, что из этого ваше. Я вот рекомендую чай улун, после него и спать не хочется, и голова свежая.

Подготовила Александра Леонтьева