Кристина Лата: «Журналистика у нас в крови и в голове, но отдыхать от этого нужно»
Кристина Лата целенаправленно двигалась к своей мечте стать журналистом. Подвернувшийся случай сделал мечты реальностью. Кристина уже несколько лет работает корреспондентом и ведущей спортивных новостей телеканала «ОТС». Она рассказывает о своем опыте в профессии и некоторых особенностях спортивной журналистики.
— Кристина, по образованию вы филолог. А в журналистику шли целенаправленно или, как и многие, попали сюда по счастливому случаю?
— Я всегда хотела заниматься журналистикой, но поступить на факультет журналистики НГУ у меня не получилось. Учиться на платном я не хотела, и была рада, что поступила на филологический в НГТУ. Там была баскетбольная команда, а я в то время как раз играла. В журналистику попала по счастливой случайности. Как-то я нашла «ВКонтакте» Мишу Дорошенко (старший редактор спортивных программ, комментатор телеканала «ОТС» — прим. автора), а у него на стене был пост о том, что в спортивную редакцию требуется журналист. Я написала ему, что хочу попробовать, но у меня никакого опыта. Он сказал: «Приходи, научим, посмотрим». В итоге на третьем курсе в течение полугода я пыталась что-то писать, снимать. Работала, естественно, «за спасибо», но мне это очень нравилось. А уже на четвертом курсе начался мой рабочий стаж. Я люблю спорт, сама большую часть жизни занималась им, мне также нравится журналистика. Получилось, что это все возможно совместить.
— Значит, желание работать именно в спортивной журналистике связаны со спортивным прошлым?
— Я занималась спортом сама и любила смотреть трансляции по телевизору. Пока училась в школе, могла не спать до четырех утра, чтобы посмотреть матчи Лиги Чемпионов. Вместе с папой начала смотреть хоккей. А когда училась в университете и смотрела трансляции, не могла и подумать, что через четыре года я буду работать и брать интервью у этих людей. Так что мечтайте, дерзайте.
— Какие человеческие качества, присущие вам, оказались полезными в работе?
— Дружелюбие. И то, что я не очень стеснительная. Могу смущаться, это нормально, но, чтобы бояться заговорить с человеком – у меня такого нет. Я помню свою первую съемку. Меня отправили на баскетбол, на матч баскетбольной команды Новосибирска, за нее играет Паша Подкользин –игрок под 2.30 ростом. И мне сказали: задавай ему вопросы. Ну, я их вроде составила, все записала, подумала, что сейчас спрошу. А в итоге я так боялась, что не могла ни слова вымолвить, рука с микрофоном у меня просто тряслась. Тогда я решила, что если хочу чего-то добиться в журналистике, то бояться задавать вопросы и разговаривать с разными людьми абсолютно не нужно.
— Есть ли у вас возможность для творчества в работе, или присутствуют какие-то ограничения?
— Ну, сейчас это для меня превратилось в рутину. Некоторые сюжеты ты пишешь по определенному шаблону и не особо вкладываешь в них душу. Это как конвейерный поток – съездил туда, снял это, написал. Бывают, конечно, темы, на которые тебе хочется творить, и ты расписываешь сюжеты, стараешься делать какие-то оригинальные стендапы. Сначала это все было творчеством, наверное, потому что в новинку. Сейчас – да, немного рутины: как никак, в рамки сюжета ты должен войти. Есть еще один важный момент – нужно всегда находить какие-то интересные мелочи. Конечно, в хоккее от вопросов типа «как вы считаете, что у вас сегодня не получилось», не избавиться. Но нужно оперировать какими-то необычными фактами и наблюдениями, чтобы поддерживать интерес как зрителя, так и самого респондента.
— Кристина, вы работаете на телевидении еще со времен студенчества. А хотелось ли попробовать себя в печатных изданиях или на радио?
— Ну, я писала для университетской газеты. А еще печатный опыт есть в летней школе «Русского репортера». Два года подряд я ездила туда и была в мастерской репортажа, мы писали большие, развернутые тексты. Когда я поехала в школу впервые, я уже начала работать на телевидении. Конечно, телевизионный сюжет и газетный репортаж – это большая разница. Я уже успела привыкнуть к тому, что ты приезжаешь, уделяешь разговору с героем пять минут, чтобы взять интервью и все. А тут нужно было войти в доверие к человеку так, чтобы он перед тобой раскрылся, а потом еще надо было грамотно написать текст.
— Должен ли, на ваш взгляд, спортивный журналист отличаться какими-то личностными качествами от профессионала в любой другой сфере?
— Я считаю, что отличают журналистов разных сфер только знания. Главное понимать, о чем ты пишешь, и все. Спроси у меня какие-то углубленные знания по экономике – я не отвечу. Спроси, как сыграли «Ливерпуль» и «Боруссия» – я, разумеется, скажу. В той теме, в которой ты работаешь постоянно, нужно разбираться отлично, при этом узнавая что-то новое и следя за новостями.
— Наверняка, бывают ситуации, когда респондент отказывается общаться, ссылаясь на какие-то проблемы. Что вы предпринимаете в таких случаях?
— Во время прямого эфира, когда спортсмен отказывается, я чаще всего ищу другого человека. Надо же как-то выкручиваться. Ну, а если уж совсем не получается, то стоит извиниться перед зрителем, мол: «Ну, не хотят с нами говорить». Я помню случай мы (ХК «Сибирь» — прим. автора), по-моему, с «Амуром» играли. И в перерыве между периодами мне отказал в интервью хоккеист «Амура», сославшись на травму. Сказал, что не может говорить. И мне пришлось выловить какого-то совершенно случайного игрока. Оказалось, что он вообще за «Амур» проводит первый матч. Была забавная ситуация. А после игры ко мне подошел тот хоккеист, который изначально отказался давать интервью и сказал: «Извините, мне так стыдно, что я вас подвел. У вас, наверное, была проблема из-за меня». И такое случается.
— Замечали ли вы предвзятое отношение к себе как к представительнице слабого пола, говорящей о таком мужском виде спорта, как хоккей?
— Да, бывает. Некоторые думают: «Иди борщи вари, ты ничего в этом не понимаешь». Мне кажется, это такой стереотип. Очень много девушек сейчас интересуются спортом, разбираются в нем. Тем не менее есть люди, которые пишут в комментариях что-то вроде: «Вообще, что тут делает эта девушка, она ничего не понимает». А с другой стороны, очень часто пишут и: «Молодец, классно, что девушка говорит на такие темы». По мне, это стереотипы. Даже у нас в редакции два парня и две девушки. И я считаю, что мы работаем ничуть не хуже, чем парни. Да без женщин было бы скучно!
— Считаете ли вы, что в спортивную журналистику должен идти человек, который непосредственно имел отношение к спорту, а не просто любитель? В спортивной журналистике часто работают именно бывшие спортсмены…
— Я могу говорить о своем опыте и опыте тех людей, которых я вижу, с которыми работаю. Например, у меня спортивная семья, и я сама занималась спортом – мне это нравится. Но есть другой пример: сейчас у нас работает девушка, которая начинала просто в новостях. После некоторого перерыва в работе ее позвали уже в спортивную редакцию, у нас как раз одно место было вакантным. И она буквально за две недели влилась в работу, начала разбираться в теме, все узнавать. То есть если ты хочешь, ты просто это делаешь. Все придет в рабочем порядке.
— «Заканчивается» ли для вас журналистика дома, то есть как много личного времени забирает работа?
— Когда мне предстоит важное интервью или сюжет, я, конечно, читаю все по этой теме, стараюсь узнать побольше. Но когда я знаю, что завтра мне просто идти на работу, чтобы записать программу или что-то подобное, то пытаюсь не думать на этот счет. Я считаю, что стоит иногда отдыхать от журналистики, как и от любой другой работы, потому что у тебя в голове за день накапливается столько информации. А уж за неделю! И все не только по твоей теме. Иногда сидишь в ньюсруме, и каждый приезжает со своих сьемок и начинает рассказывать, а еще постоянно звонит телефон. У тебя под конец вечера действительно трещит голова. Конечно, часто случается, что после того же хоккея я прихожу домой, и еще очень долго думаю, как прошла игра, как я завтра об этом напишу. Также и утром, когда я еду в маршрутке на работу, размышляю о том, что же мне написать в сюжете о вчерашней игре. А еще у меня есть подруга, она тоже журналист, и, если мы с ней встречаемся, то только и делаем, что обсуждаем последние новости с работы. Наверное, журналистика в крови и в голове, но отдыхать от этого нужно.
— То есть о стабильном рабочем графике речи не ведется?
— Нет, график у нас ненормированный, и это, конечно, напрягает моих близких, потому что я никогда не могу сказать, когда я буду свободна. Иногда могу прийти к обеду на работу, а могу быть там с утра до позднего вечера. Как, например, в «хоккейные» дни, когда едешь после матча в одиннадцать-двенадцать ночи. За три года работы на телевидении я абсолютно отвыкла от того, что можно идти на работу в восемь утра и уходить в шесть вечера. У нас так: ты сделал свою работу, снял сюжет, отписал все – свободен. Освободился в пять или шесть – молодец. Освободился в девять – твои проблемы. Ненормированный график – это и хорошо, и не очень. Выходные ты иногда можешь просто потерять.
— Вы уже рассказали о своем первом опыте. А каково выходить в эфир сейчас, когда за плечами уже есть достаточный опыт?
— Иногда волнение по-прежнему присутствует. Чаще всего перед теми спортсменами, которых я видела еще в своем детстве или которыми давно глубоко восхищаюсь. Не так давно приезжал Андрей Кирилленко. Я писала с ним интервью для баскетбольного клуба. Я так волновалась! Звоню мужу и говорю, что я как будто в первый раз беру интервью, так боялась. Хотя столько людей уже было. На хоккее сейчас уже не особо переживаю. Первые разы волновалась, думаю, прямой эфир… А сейчас уже все, уже так: «Подойдешь?» — «Без проблем». Они ведь такие же люди, как и мы, разве что по телевизору появляются чаще.
— Журналист – он же должен быть универсальным. Как вы справляетесь с тем, что приходится работать с темами, в которых вы не совсем разбираетесь?
— Случается, что приходится писать на другие темы, которые зачастую тебя вообще не интересуют. Последнее, что снимала, это сюжет про систему мусоропереработки по Новосибирской области. Почему так происходит? Ну, нехватка людей, просят съездить – еду. А иногда надо просто отвлечься. На интересную тему для новостей я сама могу напроситься. Например, ездила снимать квест по Оперному театру. Мне самой было любопытно, поэтому и предложила: «Ребят, давайте снимем». Как-то ездила в тюрьму, была там на конкурсе женской красоты. Заключенные женщины сами шили платья, и единственный день в году им разрешили накраситься. Это было действительно интересно.
— А когда случаются такие вот «мусоропереработки», начинаете готовиться к теме? Но ведь бывают и чрезвычайные события.
— Бывает, что ты знаешь тему за день и готовишься к ней. А, бывает, экстренное событие, на которое тебя срочно отправляют, и, конечно, тогда начинаешь читать по пути на эту тему, на смежные темы, чтобы понять, о чем речь. И даже когда уже все пройдет, ты снова ищешь информацию, чтобы еще больше разобраться, глубже проникнуть. В таких ситуациях сейчас очень помогает Интернет. Ну, и более опытные коллеги.
— Госдума рассматривает поправки в Трудовой кодекс, учитывая которые без специального журналистского образования в скором времени в России нельзя будет работать корреспондентом или редактором СМИ. На ваш взгляд, это скорее плюс или минус?
— Я считаю, что люди, которые идут в журналистику, не обязательно должны быть журналистами по образованию. У нас, например, работают и экономисты, и историки. Журналист – призвание, а не то, чему тебя за четыре года успели научить. К тому же, чтобы стать журналистом, надо стремиться и учиться самому. Как бы банально это не звучало, все приходит во время практики. Лично мне две школы «Русского репортера» дали в разы больше, чем университетская дисциплина под названием «Журналистика», где нам давали какие-то основы.
Беседовала Элина Газыева