Ксения Брагина: «Иногда мне, как журналисту и творческому человеку, хочется похулиганить»
Ксения Брагина окончила факультет журналистики Томского госуниверситета в 2011 году. Сейчас работает на портале недвижимости «Reforum», который занимается предоставлением информации о рынке недвижимости на территории всей страны. Ксения пишет статьи для своей компании и ведет занимательный блог. А еще чувствует себя неловко, когда к ней обращаются на «Вы».
Как и когда ты решила стать журналистом? Было это запланированное решение или минутный порыв?
Хороший вопрос. В 14 лет решила стать пишущим журналистом, но при этом не имела ни малейшего представления об этой профессии. В смысле, у меня не было знакомых журналистов, не было примера, который бы меня вдохновил на этот поступок. Просто в какой-то момент меня спросили, кем хочешь стать, а я сказала «журналистом», причем именно таким, что пишет в газеты (хотя писала я тогда, надо сказать, отвратительно). Возможно, интуиция. К тому же, в детстве я часто бегала с камерой во время прихода к нам гостей и снимала их – это было одним из моих любимых увлечений. Плюс, мы с подружками записывали «радиопередачи». Наверное, свою роль сыграло то, что мне всегда были интересны люди и возможность делиться какой-то информацией с окружающими. Учителем я становиться не хотела, значит, журналистика. Ну и плюс, мне родители всегда говорили, что журфак — это сплошной блат, туда не поступить, без связей никуда… была возможность доказать обратное.
Получается, что ты пошла наперекор семье и показала свое упорство? По-твоему мнению, это качество необходимо журналисту в работе? Какие вообще качества важны для человека, занимающегося журналистской деятельностью?
Не могу сказать, что пошла наперекор, это слишком громко звучит. Просто мне действительно было интересно, и я решила попробовать. Семья, конечно, пыталась меня урезонить, но не сильно настаивала, а в последующем времени и вовсе поддерживала. Потом я попала в редакцию одной молодежной газеты, познакомилась с другими молодыми журналистами, прониклась всей этой атмосферой и поняла, что мое место там — на журфаке ТГУ. А упорство играет положительную роль в любой профессии. Если человек хочет быть в чем-то успешным, нужно прилагать силы и вообще что-то делать, а не сидеть на диване и ждать манны небесной. Что касается качеств журналиста… Раньше я говорила об общительности и активности, сейчас я бы на первое место поставила бы некую скрупулёзность, умение погружаться в тему, логику. И, наверное, тут нужен особый характер, который выражается в постоянном интересе к жизни. Журналист, по моему мнению, не должен быть человеком скучающим и равнодушным.
А что насчет тематики статей? Про что тебе самой интересно писать? Политика? Социальная сфера? Что больше привлекает?
Сейчас очень сложно что-то конкретное выделить, ведь журналистская жизнь такова, что тебе интересно писать про то, в чем ты лучше разбираешься на данный момент. Но про политику я буду вряд ли писать когда-либо, так как даже разговариваю о ней зачастую только с друзьями. Наверное, это все-таки социальная сфера, общество, культура… Но если говорить о предпочтениях, то для меня важна не столько тема, сколько жанр. Я очень люблю писать репортажи, портретные интервью… А репортаж о термоядерном реакторе это или о приюте для бездомных собак — уже неважно. Журналист должен уметь писать обо всем, что угодно. Правда, в финансовые аналитики я точно не полезу.
Вспомни, пожалуйста, свою первую статью, какая была тематика и где статья была опубликована?
Самая-самая первая статья была про девочку, которая занималась плаванием и уже тогда, лет в 15, была мастером спорта международного класса, чемпионкой мира. Каталась по заграницам на соревнования и постоянно демонстрировала нам кучу медалей. Сейчас периодически я ее вижу по телевизору, слышу о новых победах, одержанных ей, и горжусь. Но статью тогда не опубликовали, уже не помню, почему.
Первая большая публикация была чуть позже, кажется, я в десятом классе училась. Статья про Америку, конкретно про программу «WorkandTravel» — о которой тогда мало кто знал. Я писала про девочку, которая съездила в США, об американцах, местных обычаях и прочих интересностях. Обе статьи предназначались для городской молодежной газеты в Томске, которой сейчас уже нет, а жаль.
Я знаю, что ты работаешь на портале недвижимости. Я читала твою статью с актерами театров и другими известными личностями: «Как у меня украли кровать»… Получается, что ты превратила статью о недвижимости в интереснейшую вещь. Как твое руководство относится к таким статьям? Всегда пытаешься писать что-то такое или материалы в формате пресс-релиза тоже бывают?
По сути, недвижимость — одна из самых прибыльных сфер, в которой можно работать, этого отрицать нельзя. И да, зачастую приходится писать довольно прагматичные и практические вещи. Я не считаю тему недвижимости неинтересной, ведь если в ней начать разбираться, можно много чего вытащить из неё. Но иногда мне как журналисту и вообще как творческому человеку хочется похулиганить. Иногда это проскакивает в заголовках, смешных новостях или в стиле написания. Например, как-то я прочитала, что Камерен Диаз купила себе новые крутые апартаменты с видом на Статую свободы. И решила посмотреть, что на эти же деньги можно купить, скажем, в Москве… Выяснилось, что это квартира без ремонта на 20 «квадратов» в центре столицы. Руководство относится к этому вполне нормально, если это происходит дозировано. Главное, уметь вовремя остановиться.
А вот статья «Как у меня украли кровать» – это очень смешная история. Мы готовили статью для другого ресурса, а этому сайту не нужны были статьи про недвижимость, так как это исключительно развлекательный портал, специализирующийся на кино. Ну, ко мне подходит менеджер: «Им нужна статья про какого-то актера…». Причем, тащить в статью звезд российского или мирового масштаба было не вариант, потому что это была б перепечатка откуда-то, не эксклюзив, так что пришлось выискивать «звезд» из Новосибирска. Я сначала посмеялась, мол, давайте придем в гости к какому-нибудь актеру, чтобы он нам рассказывал: «Вот тут у меня джакузи, а вот тут панорамные окна». Посмеялись тогда. А потом я подумала, что сфера аренды (ну, мы понимали, что молодые актеры вряд ли уже накопили на квартиры, как и все мы) — сама-по себе довольно веселая, и из этого может получиться забавная и легкая статья.
Вот что называется «творческий подход». И как часто приходиться работать «на заказ»?
Да, по сути, на заказ ты работаешь всегда, и хорошо, если это заказ социальный. А вообще, с этим словом у меня творчество мало ассоциируется, потому что «на заказ» — это обычно реклама. Вот тут уже ты изворачиваешься по-полной, пытаясь придумать эпитет к очередному «уникальному» продукту, о котором пишешь уже в десятый раз. Но трудиться творчески тоже хочется, поэтому приходиться выдумывать для себя новые выверты или писать для другой редакции и на другие темы.
Если бы у тебя была возможность открыть свое печатное издание, что бы оно из себя представляло? Журнал спорта, журнал мод или, возможно что-то другое?
Если бы такая возможность была, наверное, это был бы журнал с репортажами из других стран, познавательно-социальный, с качественными фото и текстами. Но в реальности это будет интернет, сейчас как раз занимаемся продумыванием своего сайта, предполагается развлекательная направленность.
Расскажи поподробнее об этом новом проекте, когда он начнет работать?
Пока еще не могу подробно – много вещей еще не проработано. Пока это только идея, которую мы пытаемся развивать.
А свое основное место работы не собираешься оставлять ради проекта? Чтобы полностью посвятить себя новой работе?
Нет, пока что останусь на своем месте, ведь проекту нужно дать время, чтобы он начал работать в полную силу и приносить прибыль. А пока этого не произошло, я останусь здесь —несколько работ друг другу не мешают и никогда не мешали.
Кстати, о работе. Ты сказала, что всегда хотела быть именно печатным журналистом. Если тебя пригласят на радио или ТВ, пойдешь?
Пойду, мне всегда интересно попробовать что-то новое. Хотя однажды меня звали на радио, я не пошла, потому что работать предлагали почти бесплатно, а в тот момент такую роскошь позволить себе я не могла.
А что ты скажешь своим будущим детям, если они захотят пойти в журналистику? Будешь их отговаривать или одобришь выбор?
Я сейчас задумалась, не умрет ли журналистика к тому времени, когда мои дети будут выбирать профессию… Я постараюсь им доходчиво объяснить плюсы и минусы работы журналиста, и если это их не испугает, не стану стоять у них на пути. Да и, в конце концов, почему нет?
Ты не считаешь, что, по твоим словам, журналистика находится на стадии вымирания, как думаешь, что стало причиной для этого? Интернет-технологии? «Твиттер»-, ленту в котором легче прокрутить, чем покупать газету или читать обширную статью в интернет-издании?
Я имела в виду, что журналистика не будет уже в том виде, в каком она сейчас. И это вполне нормально. Журналистика все время меняется. В какие-то времена были «в моде» огромные критические статьи про литературу (типа Белинского с Добролюбовым), сейчас таким интересуется довольно ограниченный круг лиц. Наша профессия имеет огромную привязку ко времени, от этого никуда не денешься. Да, мы живем в информационный век, и он очень на нас влияет. Информацию стало очень легко получить. Если раньше для этого требовалось пролезать в различные дерби, то сейчас иногда достаточно быть подписанным на твиттер нужных людей. Журналисты уже не доносят информацию до общества, но они помогают ему разобраться в этом потоке, помогают проанализировать и дать какой-то угол зрения (я говорю, о хороших журналистах). Но при этом далеко не всем людям нужен подробный и глубокий анализ — достаточно новостей. Не зря ж сейчас если хочешь сделать читаемый материал — добавь подольше картинок, сделай инфографику, дай информацию сжато… Этот инфо-век не так давно начался, так что нужно время, чтобы понять, что и почему журналисты делают.
Беседовала Нина Зеленина