Максим Замятин: «Школьное увлечение хоккеем помогло найти работу в издании, куда я даже не мечтал попасть»

Максим Замятин в журналистике с 2005 года. Окончил НГПУ, Институт рекламы и связей с общественностью. На данный момент — штатный журналист отдела хоккея газеты «Спорт-Экспресс».

— Максим, как вы пришли в журналистику? Чем вас привлекла эта профессия?

— Спортивная журналистика меня привлекала еще со школы, но попал я в нее достаточно случайно. После окончания института я начал работать в сфере делового туризма — наша фирма отправляла за границу группы на различные семинары и выставки. Работа была неплохой, но нарастающая офисная рутина постепенно начала затмевать все плюсы, и я понял, что рано или поздно нужно будет менять сферу деятельности. Я начал подыскивать себе запасной аэродром, и на сайте «Спорт-Экспресса» наткнулся на объявление о вакансии в отделе хоккея. «СЭ» тогда был абсолютным лидером в стране по уровню спортивной журналистики, я читал это издание уже около десяти лет, и каждый рабочий день начинал с прочтения этой газеты.

— Сразу ли вы начали работать со спортивной тематикой?

— Я отослал по указанному адресу резюме, совершенно не рассчитывая на успех — опыта у меня не было никакого. В качестве образцов своих статей я приложил несколько переведенных североамериканских заметок, которые были опубликованы на одном любительском сайте, и были посвящены начавшемуся тогда локауту в Национальной хоккейной лиге. Сайт этот посещали только мои друзья, увлекавшиеся, как и я, темой НХЛ и нашими легионерами, к тому же интернет-ресурсы тогда не имели такой популярности и авторитета, как нынче. Я думал, что шансов быть замеченным среди массы желающих устроиться на вакантное место у меня просто нет, и всерьез на этот вариант не рассчитывал, но спустя три месяца после того, как я отправил письмо, мне позвонил руководитель отдела хоккея Дмитрий Дюбо и предложил работу. Сначала это были небольшие гонорарные заметки об НХЛ, но затем локаут неожиданно закончился, информации из-за океана стало поступать очень много, и меня взяли в штат. Качественным мониторингом североамериканских хоккейных новостей в российских СМИ тогда никто не занимался, и мои новости, по сути, оказывались эксклюзивом, что газете было очень выгодно. Безусловно, мне повезло – школьное увлечение хоккеем помогло найти работу в издании, куда я даже не мечтал попасть.

— С тех пор вы продолжается работу в «Спорт-Экспрессе»?

— Я продолжаю работать в «Спорт-Экспрессе», хотя газета, конечно, серьезно потеряла свои позиции по сравнению с ситуацией десятилетней давности, не сориентировавшись в условиях нарастающей конкуренции. «Спорт-Экспресс» — это известный бренд, это определенный знак качества, который знают все русскоязычные люди, интересующимся спортом.

— Поступали ли предложения работы в какое-нибудь другое СМИ? Если да, то почему остались верны «Спорт-Экспрессу»?

— Мне никто не запрещает сотрудничать с другими изданиями, и благодаря работе в «Спорт-Экспрессе» у меня хорошие отношения с другими спортивными СМИ. Я три года проработал выпускающим редактором на «Чемпионат.ру», писал для Sports.ru, Sportbox.ru, Allhockey.ru — правда, кое-где пришлось использовать псевдоним, чтобы не было путаницы. Подобная подработка — обычная журналистская практика, ведь в нашей профессии нет больших зарплат, а количество рабочих мест очень невелико.

— Не возникало ли желания уйти из журналистики?

— Если честно, такое желание возникает регулярно. Иногда я вообще сомневаюсь, нужна ли наша профессия вообще кому-либо, кроме нас самих. В 2010-м году я работал на чемпионате мира по хоккею, который проходил в Кёльне, и после того, как на телевидении показали скандальный ролик с участием российских хоккеистов, наша сборная объявила всем российским журналистам бойкот. Игроки демонстративно отказывались разговаривать, главный тренер сорвался на крик и обвинения, работа превратилась в настоящий ад. Но самое поразительное, что подавляющее большинство болельщиков и читателей поддержали хоккеистов в их детских обидах. Не хочу повторять то, что довелось увидеть в комментариях на разных сайтах, но тогда я понял, что уважения к человеку нашей профессии нет ни со стороны спортсменов, ни со стороны читателей. Если к этому добавить скромные зарплаты, непростое финансовое положение многих СМИ, огромную конкуренцию и «волчий» объем работы, то мысли об уходе появляются сами собой. Не забывайте и о российской специфике: не так давно после одного росчерка пера был расформирован лучший в стране журналистский коллектив РИА «Новости», многие люди остались без работы.

— Что же тогда держит вас в профессии?

— Интерес и увлеченность. Когда профессия совпадает с хобби — это настоящее счастье и удача, позволяющая закрыть глаза на очень многие недостатки. Большинство журналистов — это по-хорошему одержимые люди, знающие силу слова и цену информации. Если бы я работал в другой сфере, то все равно интересовался бы тем, чем сейчас интересуюсь по долгу службы, открывал те же сайты, читал те же статьи. Спорт — главный интерес в моей жизни, и было бы глупо заниматься чем-то другим. Делать нелюбимое дело, выжидая счастливый момент, когда можно будет посмотреть хоккей и почитать о прошедших матчах – это я уже проходил. Уверяю вас, многие журналисты не меняют свою сферу деятельности именно потому, что искренне любят свое дело. К слову, в большинстве западных стран отношение к прессе намного более уважительное, а в России люди интеллектуальной сферы пока черпают силы исключительно в собственном энтузиазме — посмотрите на тех же врачей, учителей и ученых.

— Свобода слова. Максим, а есть ли в сфере, в который вы работаете, свобода слова?

— Думаю, что свободы слова в спортивной журналистике намного больше, чем в общественно-политических темах.

— Часто ли приходится «сдерживать» себя и приходится ли вообще?

— За девять лет работы я ни разу не сталкивался с жесткими директивами руководства, которые бы призывали искажать информацию и оценки. Разумеется, если издание, в котором я работаю, является информационным партнером какого-то клуба, то это накладывает определенные ограничения, но, в конечном счете, это вопрос правильно подобранных формулировок. «Спорт-Экспресс» в этом отношении — достаточно показательный пример, ведь в газете выходили критические статьи в адрес тех команд и спортсменов, с которыми издание связывала длительная дружба. Правда, иногда для попадания таких текстов на газетные страницы требовалось дождаться, пока руководство уйдет в отпуск.

— И какова реакция клубов после выхода этих текстов?

— Реакция и клубов, и тогдашнего руководства издания была предсказуемой, но подробнее об этом вы можете почитать в интервью бывшего обозревателя «Спорт-Экспресса» Игоря Рабинера. http://www.sports.ru/tribuna/blogs/euroguests/344379.html

— Спортивная журналистка — мужская профессия? Много ли в вашей сфере девушек, которые действительно успешно реализуют себя?

— Девушек в нашей сфере достаточно много, и они вполне успешно себя реализуют. Правда, тут есть один нюанс: за исключением Елены Вайцеховской, я не встречал женщин, которые писали бы качественные аналитические тексты. Большинство девушек работают «в поле» — общаются с игроками и тренерами, берут интервью. У многих из них это хорошо получается, так что я не думаю, что спортивная журналистика — это мужская профессия. Спортсменам-мужчинам после изнуряющего матча или выматывающей тренировки куда приятнее поговорить с красивой девушкой, и это вполне понятно, редакторы изданий этим успешно пользуются. То же самое касается и телевидения, где внешность играет большую роль. Бывали случаи, когда неопытная девушка-корреспондент задавала на какой-нибудь пресс-конференции глупый вопрос, но это никак не связано с полом журналиста, это вопрос профессионализма и подготовки. Такую же глупость может спросить и мужчина. Другое дело, что девушкам нужно быть готовым к тому, что журналистика — это не трамвай, и никто не будет уступать место просто так, работать необходимо на одном уровне с парнями.

— То есть вы не видите конкурентов среди девушек-журналистов?

— Почему же, наоборот. Если вы обратите внимание, то на многих стадионах в смешанных зонах работает очень много девушек. Для общения с девушками многие спортсмены охотнее останавливаются, и в этом плане девушкам проще выполнить редакционное задание, «разговорить» игрока, который раньше не общался с прессой, вывести его на интересные ответы. У меня нет предубеждений относительно девушек-журналистов. Если человек хорошо делает свое дело, то не имеет никакого значения, какого он пола, а в определенных ситуациях девушки имеют определенное преимущество. Сложился стереотип, что женщины плохо разбираются в спорте, но это инерция мужского мышления. Если какой-то конкретной девушке-журналисту не хватает знаний для профессиональной работы, то не стоит распространять это мнение на всех представительниц прекрасного пола. Елена Вайцеховская, Алёна Шилова, Мария Роговская — прекрасные женщины и настоящие профессионалы своего дела.

— Максим, публиковались ли вы когда-нибудь в других сферах журналистики? Политика? Экономика?

— По образованию я рекламист, и иногда, по старой памяти, знакомые мне приносят заказы на разные рекламные тексты. Они бывают самой разнообразной тематики: приходилось брать интервью и у главного врача стоматологической клиники, и общаться с летчиком «Аэрофлота», и погружаться в тему страхования… Но журналистикой в полном смысле я бы это не назвал. Конечно, хороший журналист — это просвещенный дилетант, но для текстов на экономические или политические темы я не чувствую в себе достаточных знаний.

— Из спорта вы специализируетесь только на хоккее?

— Да, только на хоккее. Я пробовал писать про футбол, но быстро понял, что это мне не так интересно, и лишь отвлекает от основной темы.

— Хоккей, так же как и футбол — самые популярные виды спорта. Малейшая неточность или незнание в работе сразу будет заметна читателями. Что помогает быть вам всегда в курсе новостей? Какие спортивные СМИ вы читаете?

— По долгу службы я каждый день просматриваю множество североамериканских СМИ: официальный сайт НХЛ, сайт телекомпании NBC, газеты Washington Post, The Globe and Mail. Из российских источников мне нравится новостная лента на Sports.ru. Если же говорить о российских СМИ в целом, то стараюсь не пропускать «Разговор по пятницам» Голышака и Кружкова, читаю авторские колонки на «Чемпионате».

— Вы когда-нибудь пробовали себя в комментаторском деле?

— Что касается комментирования, то у меня такого опыта не было. Несколько раз я участвовал в прямых включениях на «Радио Спорт» во время важных хоккейных матчей, но, все же, это совсем другой вид комментария. — То есть, вы больше в печати?

— Да, именно так.

Подготовила Валерия Полякова