Наталья Нашталова: «Часто люди садятся журналистам на шею»
Наталья Нашталова, обозреватель старейшей в Новосибирске газеты «Советская Сибирь», поделилась с начинающими журналистами своим видение того, что такое журналистика сегодня, и рассказала, почему пишущий человек должен уметь не только грамотно складывать слова в предложения, но и фасовать вафли, если придется.
— Расскажите, почему вы решили стать журналистом?
— Я с детства вела личные дневники, поэтому излагать свои мысли в письменном виде было для меня очень естественным занятием. Решение пойти на журналистику родилось как-то само собой. Мама-филолог посоветовала не идти на филологию, «чтобы не портить глаза», да и платили там тогда очень мало, это сейчас учителя поплевывают нам на макушки. Оставалась только журналистика. По совету знакомых еще до окончания школы я попробовала поступить в Томский государственный университет, и это неожиданно удалось.
— Знаю, что вы закончили факультет журналистики. Помогает ли вам ваше профессиональное образование?
— Конечно, диплом помогает. Это дополнительный бонус при устройстве на работу и доказательство твоей «толковости». Часто люди, не имеющие профильного образования, но работающие в журналистике, даже кичатся этим. Мол, смотрите, я не тратил время, сидя на лекциях. Но я убеждена, что надо учиться тому, что ты делаешь, надо, и не два-три месяца, а минимум года три. Лишним не будет. Конечно, образование помогает, но не писать, если нет к этому склонности, научить будет трудно, а, прежде всего, думать и представлять себя продолжателем неких традиций.
— Отличается ли реальность от ваших представлений о профессии во время обучения?
— У меня не было никаких представлений о профессии. Когда училась, я просто делала то, что мне нравилось и что у меня хорошо получалось. Вокруг было много умных красивых людей и постоянный движняк, к которому я привыкла с детства. Я постоянно ездила по лагерям отдыха, танцевала в ансамбле, пела, – вуз был неким продолжением всей этой истории. Поначалу было непросто с практикой. Мы, молодые писаки, все такие эмоциональные, были никому не нужны, потому что мешали производственному процессу, но к третьему курсу как-то все устаканилось. Я приобрела опыт и уже писала полноценные материалы, которые практически не правили.
— Помните ли вы свой первый серьезный материал? Что чувствовали, когда поняли, что «получилось»?
— Серьезные материалы о судьбе России, экономике и так далее мне были не сильно интересны, да и не было необходимости их писать. Тогда, в конце 1990-х, начале 2000-х, в любой нормальной газете работали люди, которые отвечали за социум, промышленность, сельское хозяйство. Мне поручали темы полегче, то, что соответствовало моему возрасту и кругу увлечений. Сложно сказать, когда состоялся «прорыв» в почти профессионалы. Может, когда я услышала искреннюю похвалу от своих очень опытных коллег. Одна женщина, ответственный секретарь, сказала, что я уже пишу как заправский журналист. Мне было очень приятно слышать, чувствовалось, что эти слова – искренние. Еще помню, как делала какой-то материал про электроцех на шахте и как все новички налила туда много «воды». Получила нагоняй, отредактировала и услышала от шефа: «Да на тебе пахать надо»! Это тоже было сказано от души и прозвучало, как мощный комплимент.
— Есть ли у вас своя методика подготовки к интервью?
— Никакой своей методики у меня, конечно, нет, потому что моя работа, как и работа большинства журналистов сегодня, – это конвейер. Когда вы выйдете на объемы, какие обязаны переварить пишущие люди, чтобы не пойти побираться с шапкой (минимум три полосы в неделю формата А3), вы поймете, что главное в интервью – успеть сообразить, что происходит, не обидеть человека, который вам доверился и стал с вами говорить, уделил вам время. Еще важно не выглядеть тупицей. Успеть что-то прочитать до начала встречи, хотя бы пару старых статей на ту же тему. Так вы и ваш собеседник сможете «родить» что-то новое. Это важно.
— Какие темы, с которыми вы работали, были самыми трудными?
— В журналистике нет каких-то невероятно тяжелых тем, потому что, если вы не работаете в узкоспециализированном журнале, а сами ни в зуб ногой, вам все равно надо создать некий массовый продукт, доступный для понимания простыми смертными. Я бы сказала, порой попадаются тяжелые спикеры, которые сначала говорят одно, а потом другое, капризничают, заставляют переписывать. Это всегда раздражает.
— Должен ли журналист участвовать в жизни героев, помогать им, сочувствовать или его дело только предоставлять информацию?
— В идеале, конечно, надо участвовать, но на практике редко кому удается, да это и не нужно. Если вы можете помочь, помогите – контактами чиновников, деньгами – и уйдите в сторону. Часто люди садятся журналистам на шею, потому что ленятся устраивать собственную жизнь. Это все сплошь и рядом.
— Журналист – эмоционально трудная профессия?
— Профессия, конечно, непростая. Сложность не только в том, что надо все делать максимально быстро и при этом качественно, интересоваться всем подряд, врубаться «вполоборота» в детали строительства мостовых переходов или производства масла. Сложность – в субъективной оценке результатов твоей работы. Статья в газете, на сайте – это не отрез ткани размером метр на полтора, любой может придраться и назвать тебя дураком. Еще сложно смотреть, как происходят чистки в коллективах, как избавляются от лишних людей. Сейчас во многих СМИ — вынужденные сокращения штатов. Газет становится все меньше, первыми под удар попадают люди пенсионного возраста и те, кто по поводу и без высказывает собственное мнение, «качает» права.
— Алкоголизм считают профессиональным заболеванием журналиста, так ли это?
— Среди журналистов, конечно, есть пьющие люди, но их немного. Быть просто креативным и приходить на работу в 12 дня, а не в 9, – сейчас это уже не проканает, хотя лет 15 назад – запросто. Если вы будете пить, вы просто не сможете работать, у вас должна быть постоянно свежая голова. Из профзаболеваний я бы отметила скорее недостаток физической активности, много работы сейчас делается сидя, лишний вес и неудачливость в личной жизни. У меня все нормально, но я вижу, сколько в журналистике женщин, которые попросту не успели выйти замуж и завести детей. График ненормированный, постоянно некогда, а потом – уже возраст.
— На журфаке нам часто говорят, что если хотите зарабатывать, то в журналистике делать нечего. Правда?
— К сожалению, денег сейчас в журналистике действительно не густо, СМИ на самоокупаемости и выживают как могут. Это очевидный факт, но тема нищеты нигде не звучит и никак не обсуждается. Мы – не учителя и не врачи, не рабочие, не пенсионеры, другими словами, мы не категория населения, выгодная для власти и открытая для разного рода спекуляций перед и после выборов. Сегодня, в эпоху Интернета, наш труд совершенно обесценился. Посмотрите на сайте поиска вакансий – на весь Новосибирск найдете всего пару предложений с зарплатой ниже зарплаты продавца в супермаркете.
Но в нашем регионе, надо отметить, еще не все так печально, как, скажем, в Томске. Там устроиться на ставку практически нереально, и многие журналисты с «вышкой» перебиваются с хлеба на воду, занимаются фрилансом. Доход в месяц тысяч так 10-12 – вот и живи. Журналистам в наши дни, как, впрочем, и другим представителям творческой интеллигенции, тем же художникам, музыкантам, надо обязательно иметь какие-то халявы на случай голода по основному месту работы. Надо уметь фасовать вафли, продавать пирожки, шить, не надо этого бояться и этим брезговать. Я вот не имею опыта работы вне журналистики, я ни дня не работала даже продавцом, только в 13 лет – посудомойкой. Что случись – и окажусь на улице, пойду мыть посуду, а у меня семья и ипотека. Это весьма уязвимая позиция.
— Возникало ли когда-нибудь желание бросить журналистику?
— В одной из моих любимых книг «Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси», написал ее британский журналист Джефф Дайер, главный герой пишет письмо редактору: «Я больше не в силах делать эту хрень». Именно так представляется журналистам их профессия, когда они устали, вымотались, иссякли. Но при этом мало кто уходит из нее добровольно. Это же так здорово – быть в движении, общаться с интереснейшими людьми. Даже если ты пишешь свою двадцатую банальную статью про подготовку города к зиме, это каждый раз будет новая зима. Заработать нелегко, но можно. Газеты закрываются, но появляются сайты, пресс-службы на крупных предприятиях, и при этом остается еще куча бонусов. Например, ты всегда можешь приврать редактору, что у тебя встреча, и уйти в кино в разгар рабочего дня. Потом придется ночью писать, но это уже детали.
— Что для вас успех в карьере?
— Понятие успеха очень субъективно, в моей профессии оно точно выражается не в дензнаках. Считаю, ты успешен, когда успеваешь быть в теме, не причиняешь вреда другим людям и не просиживаешь дни в четырех стенах, когда у тебя есть близкие люди, семья, друзья. Я получаю удовольствие от работы, люблю разговаривать, общаться с людьми, особенно с простыми. Если вижу, что им приятно, то мне тоже очень приятно. Где-нибудь в селах журналист до сих пор – желанный гость и большой человек. И встретят, и накормят. Иногда это трогает до глубины души.
— Как вам кажется, какими качествами должен обладать журналист? А какие качества, наоборот, только мешают?
— Журналист должен учиться внимательно слушать и грамотно организовывать собственную работу. Повторюсь, время свободных художников давно прошло, сейчас журналистика – это самое что ни есть ремесло. Популярны толковые и небольшие по объему материалы без воды и рассуждений. Себя отодвигаем на второй, пятый и десятый план. Впереди – факты. Все надо делать очень быстро. Мешают вспыльчивость, обидчивость, разумеется, противопоказана замкнутость. Такие люди будут белыми воронами в коллективе.
— Журналистику называют четвертой властью. Согласны ли с этим?
— Журналисты сейчас перестали быть очень уважаемыми людьми, так говорят мне те, кто работал в советское время, особенно мужчины. Вроде как не профессия, а что-то не пойми что и крайне не серьезное. Вернуть уважение и доверие читателей, зрителей, слушателей можно только одним способом. Работать честно, отрабатывать темы на совесть, чтобы не было стыдно за свои слова.
Подготовила Анна Петрова