Николай Сальников: «Чем больше будет хороших журналистов, тем лучше будет жизнь»

Съёмочная группа загружает аппаратуру в автобус, на котором крупными буквами написано «ОТС». Подъезжает машина, из неё с пачкой сигарет и растворимым кофе в руках выходит Николай Сальников – корреспондент, редактор и ведущий программы «Итоги недели» телеканала ОТС.

– Журналист – не самая высокооплачиваемая и не самая престижная профессия. Почему вы, человек с экономическим образованием, работаете журналистом?

– Да, у меня экономическое образование, но это скукота полная. Можно сказать, что судьба так повернулась, что я был вынужден пойти учиться именно в тот вуз: это было связано с армией. Потом я понял, что это сухое, неинтересное дело: сидеть с утра до вечера на одном месте, бумажки перебирать. Да и у любого нормального человека всегда есть желание не просто зарабатывать деньги. Я думаю, что способ заработка должен быть, как минимум, не противен, а как максимум, он должен ещё и нравиться. А в этой профессии как раз такая совокупность есть.

– Вы девять лет проработали на радио. Ваша журналистская карьера началась там?

– Я бы не сказал, что с этого началась карьера журналиста, скорее радиоведущего. Работал на развлекательных радиостанциях, и с журналистикой это вообще ничего общего не имеет. Но радио очень помогло. За что больше всего благодарен радио, так это за понимание того, как должен работать голос. Потому что голос для человека – тоже метод влияния на окружающих и очень немаленький. Если выйдет какой-нибудь мужик с семью журналистскими образованиями и будет сиплым голосом что-то жужжать, вряд ли у него будет большая аудитория, хотя может он замечательный аналитик и так далее.

– А помните свой первый эфир? Какие впечатления он оставил?

– Впечатление от первых эфиров – это ощущение того, что ты погружаешься в информационную сеть, пространство, где тебя будут слушать и услышат. Ты понимаешь, что о тебе будут составлять какое-то мнение. Может, скажут: «Сидит там на радио, глупости какие-то молотит, дурачок». А, может, скажут: «Нормальный парень, неплохо получается, может что-то интересное расскажет». И это сразу ощущалось. Начала появляться реакция в виде смс-сообщений и в социальных сетях. Одно из первых сообщений, помню, было: «ты кто вообще такой?» Потом и другие были, более позитивные.

– Почему всё-таки ушли на телевидение?

– Начал думать… Стало приходить ощущение, что этот вид деятельности загибается, становится неактуальным. Во-первых, категорически стал раздражать музыкальный контент. Я пришёл туда в первую очередь за творчеством. Для меня был важен не сам факт – говорить на радио и представляться, я хотел делать свои программы с электронной музыкой. Давать качественную музыкальную составляющую в авторских программах. Для меня это было важнее. А во-вторых, со временем пришло понимание, что всё меньше и меньше людей приходит слушать радио. Сейчас есть интернет-радиостанции, на которых ты не должен ждать рекламу или слушать пять стрёмных треков, чтобы услышать один классный. Технологии делают своё дело. И вот эта оставшаяся аудитория радио, на сегодняшний день, это моё личное мнение, – это либо маргиналы, либо совсем ещё подростки. А нормальная аудитория только у новостных радиостанций, как раз там уже и есть журналистика. У них адекватная аудитория.

– И вы пришли в программу «Прецедент»?

–Да, я пришёл работать к Светлане Воронковой – это известная журналистка. Многие пугали, что она очень жёсткая женщина. Говорит сразу в лицо, что она о тебе думает. Если ты делаешь что-то плохо, она тебе сразу скажет, не церемонится ни с кем. Но ничего, как-то не выгнала. Потом уже пришёл на ОТС корреспондентом.

– Сейчас вы ведущий и выпускающий редактор программы «Итоги недели», но вы по-прежнему продолжаете снимать сюжеты, в том числе и для новостей. Почему?

– Потому что цели сидеть на одном месте у меня нет. Это очень быстро надоедает. Скукота. А ездить на активные съёмки, помогать восстановлению справедливости… Мне больше всего в профессии нравится, что ты можешь повлиять на ситуацию, не заканчивая вузов, не получая погоны, не тратя на это многие-многие годы. Ты можешь не на кухне эти разговоры о несправедливости вести, а можешь приезжать, задавать вопросы серьёзным людям и требовать ответа.

– Чтобы уметь требовать ответа, необходим стержень, характер…

– Это точно, особенно, когда едешь на такую съёмку, где нужно открыть дверь, добраться до кабинета директора и начать снимать. Некоторые журналисты сразу в ступор впадают. А что делать, если тебя не пускают, как заходить? Ну как? Берёшь и заходишь. У меня бывали такие съемки, и они очень интересные. Одна вот из смешных: прятался от нас, ну, не выходил на контакт директор одной строительной компании. Он сделал некачественно дом. По телефону дерзил, отказывался от съёмок, не хотел встречаться, хотя он даже уже суд проиграл. Все проиграно уже давно, а он ни деньги не возвращает, не восстанавливает дом, ничего не делает. Просто наглец, вот такой зажравшийся наглец. Мы приехали к нему в офис, там охранники : «так, кто? зачем?» Пришлось немножко обмануть. Мы сказали, что приехали на интервью, и что директор будет рассказывать о вашей компании. Нас пропустили. Зашли в кабинет, он начал: «Да как пропустили? да что это такое?» Но мы сразу начали «гасить» его своими вопросами.

– А вам не угрожают? Не запугивают?

– Бывают, конечно, угрозы, но это всё… Обычно это всего лишь слова, потому что при виде камеры, которая работает, человек понимает, что даже если ему что-то когда-то сходило с рук, то, если он раздолбит камеру, изобьёт журналиста, оператора, то приедет полиция и с него за это спросят. И многих, конечно, это останавливает. В большинстве случаев это моральные угрозы, давление, поэтому психологический стержень должен быть, чтобы не испугаться, а просто сделать свою работу.

– Наверное, недовольные часто грозятся, что подадут на вас в суд?

– Иногда бывает. У меня был такой случай, ко мне обратился человек с проблемой. Я разобрал все её стороны, и, в итоге, сюжет получается совсем не в пользу того, кто ко мне обращался. Такое, правда, редко бывает. После выхода материала человек мне угрожал. Хотя, когда я только приехал снимать, он бегал, встречал меня, выпить зачем-то предлагал, думал, что для нас это актуально. Потом звонил: «Да что же вы сняли? Да как же так? Я на вас в суд подам». Я говорю: ну это уже другая инстанция, пожалуйста.

– Вернёмся к программе «Итоги недели». К вам в студию приходят эксперты, просто интересные люди. Как вы выбираете героев?

– Выбирается не герой ради героя. Нужно, чтобы эксперт смог максимально интересно и доходчиво рассказать о той проблеме, которой будет посвящена программа. Не однобокая, а интересно изложенная, яркая позиция. Появляется интересная актуальная тема, от неё и пляшем.

– Какие качества вы, как редактор, цените в журналистах?

– Очень важно, чтобы журналист умел аналитически мыслить. Любая тема должна быть подана как блюдо, где со всех сторон есть мнение экспертов, есть герои, есть своё расследование, журналистские обращения, запросы и так далее. Сегодня будет большой плюс журналисту, который сам будет предлагать темы. Конечно, можно просто приходить на планёрку, и редактор даст тебе какие-то темы. Пускай они не всегда будут интересны, но они актуальны. Но всегда ценен тот журналист, который не просто приходит на работу, как на работу, а который здесь живёт. Живёт в этой местности и понимает проблемы, которые ещё не открыты обществу, но очень серьёзные, и начинает их раскручивать.

– У некоторых журналистов есть ведущая тема, та, которая затрагивает их больше всего. У вас есть такая тема?

– Да. Социальная несправедливость во всех её аспектах. Начиная от откровенного криминального беспредела и заканчивая чиновничьим недосмотром. Профессия интересна тем, что ты можешь помогать людям, влияя на ситуацию. Когда-то я хотел стать юристом. В определенной степени я добился, чего хотел, я реализовал это здесь. Я всегда хотел чем-то таким заниматься, не говоря для себя, что это журналистика. Нужно относиться к журналистике не просто как к перекладыванию бумаг. Здесь важен результат: раскрутить тему, довести её до конца.

– Через журналиста проходит огромное количество историй, судеб, героев. Бывает, что хочется всем помочь самому?

– Конечно, всем хочется помочь. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Есть люди, которым реально очень плохо, которые страдают из-за какой-то тотальной коммунальной беды. И понимаешь, что это несовершенство, в целом, законодательства, и ты здесь ничем не сможешь помочь. Нужный журналистский запрос выслал, где-то получил сухой ответ. Это больше всего удручает. Бывает, действительно, что людей жалко, но разденься, всё с себя сними, отдай и пешком домой. Как-то да?..

– Были ли в вашей практике случаи, когда после материала ситуация всё-таки изменялась?

– Иногда бывает так, что проблема, кроме самого этого героя, больше никого не касается. Но человеку можно оказать помощь, надавить на зажравшегося чиновника. Бывает достаточно одного журналистского запроса, и даже снимать не надо. Звонишь человеку, спрашиваешь: ну что мы едем? Он говорит: да нет, тут уже все сделали, не надо. Это же здорово! И чем больше людей, которые будут так делать и при этом удовольствие от работы получать, тем жизнь станет безопаснее, интересней и светлее. Что-то я уже… Я считаю, что это хорошая профессия, и чем больше будет хороших журналистов, тем лучше будет жизнь. Это моё мнение, потому что они помогают доставать те слои проблем, которые необходимо решать.

Беседовала Аня Кратова