Татьяна Моноенко: «Верить, надеяться, мечтать!»

Во время нашей беседы Татьяна Моноенко, шеф-редактор ГТРК «Новосибирск», корреспондент, ведущая программы «Вести-Новосибирск», рассказала об особенностях работы журналиста на телевидении, поделилась основными профессиональными принципами и дала советы начинающим журналистам.

— С чего начался ваш журналистский путь?

— Если скажу, что с детства мечтала стать журналистом, то буду неправа. Учителем мечтала быть, артисткой. В выпускных классах всерьез задумалась – кем стать, куда поступать. И судьба подарила мне знакомство с Анатолием Ивановичем Соковым. Он стоял у истоков подростковой журналистики, был создателем очень популярной в то время газеты «Рост», для которой писали обычные ребята, школьники. И я пришла в редакцию, стала там работать, писать заметки, статьи. После одиннадцатого класса по рекомендации Анатолия Ивановича поступила в СибАГС, на тот момент журналистику преподавали только там. Моя специальность — государственное и муниципальное управление, менеджер по связям с общественностью. Но с третьего курса я пошла на практику на телевидение, влюбилась в профессию телевизионного журналиста. Я стажировалась на телестанции «Мир», на канале «НТН-4», а потом мне предложили стать главным редактором телевидения в метро — TMV. Уникальный проект, такого не было нигде в России. Тогда по этим телевизорам показывали новости, там были ведущие, передачи, интервью. Но из-за шума все поменялось, теперь это приобрело формат видео-газеты. А уже с 2002 года я работаю на ГТРК «Новосибирск».

— Расскажите, как проходит подготовка к съемке телевизионных сюжетов, как проводится выбор тем, как вы находите людей — героев репортажей, как связываетесь с ними?

— Очень много тем нам подсказывают сами телезрители. Звонят на телефон горячей линии, пишут на почту, рассказывают о своих проблемах. Ссорятся с соседями, жалуются на работу управляющей компании, на бездействие полиции, плохое обслуживание в поликлинике. Часть тем приходит из пресс-релизов. Всевозможные организации, начиная с правительства области, мэрии, какие-либо спортивные, культурные организации приглашают нас на мероприятия. Я, как журналист, специализируюсь на темах медицины. Могу, конечно, снимать что угодно, но это основное направление. Знакома со многими врачами в городе. Звоню им, узнаю новости. Часто они сами выходят на меня, рассказывают о том, что произошло или произойдет. Например, уникальная операция, пациент с редким заболеванием. Часто предлагают заострить внимание на какой-то проблеме. Например, в летний сезон в ожоговое отделение больницы поступает много пациентов после отдыха на природе. Жарят шашлыки и неправильно используют жидкость для розжига. Я предлагаю тему редактору, мы обсуждаем, как лучше ее подать, договариваемся с героями о времени и месте съемок, приезжаем, снимаем, выдаем в эфир. Выбор темы и выбор героев — это половина успеха. Важно ответить на вопрос, почему занимаешься именно этой темой, снимаешь этого человека. Он должен быть интересен, он должен грамотно, понятно говорить. Очень важно, что будет на картинке, какой будет видеоряд. Если не представляешь картинку, сюжета может не получиться. Можно записать два больших интервью, а в эфир ничего не пойдет. Показывать голову говорящего человека на протяжении всего сюжета — это не интересно и неправильно. И, конечно, важно подготовиться к съемке, быть в теме, быть подкованным.

— А есть ли у вас профессиональное кредо, которому вы всегда следуете?

— На самом деле, этим вопросом ты поставила меня в тупик! Я никогда об этом не задумывалась… Кредо журналиста – искать правду. Отстаивать интересы простого человека, помогать людям, добиваться справедливости. При этом работать с интересом. Если мне интересна тема, то она будет интересна и моему зрителю. Снимаю я, к примеру, сюжет про очереди в поликлинике. Мне это интересно, как человеку. В этих очередях стою я, моя мама, моя бабушка, поэтому мне хочется докопаться до истины: в чем причина очередей, что случилось, когда их не будет? Еще одно важное качество — это любопытство. А почему? Я все время буду этот вопрос задавать. Почему вы стоите в очереди, почему эта очередь образовалась, почему ее нельзя ликвидировать? То есть важно быть такой «почемучкой». Никому не верить на слово, перепроверять, пытаться проникнуть в суть вопроса. И главный наш конек — это факты, не мнения, а факты.

— Наверное, видя все проблемы, сложности, о которых вы рассказываете в своих сюжетах, равнодушным остаться невозможно. Не появляется ли желания заняться благотворительностью, чувства, которое заставляет не только рассказать, но и попытаться помочь, изменить ситуацию к лучшему?

— Это чувство всегда есть. Мы работаем для того, чтобы помогать людям, лично я работаю для этого. Если наш сюжет тронул не только мое сердце и душу, но и зрителя — это победа. И таких побед, к счастью, немало. Часто в своих репортажах мы рассказываем о тех, кому нужна помощь – инвалид, который живет без средств гигиены, а они должны быть ему предоставлены по закону, ребенок, которому нужны миллионы на лечение, пожилой человек, которого все забыли. И мы постараемся помочь этим людям: собрать деньги, найти врача, достучаться до чиновника — все, что в наших силах, мы сделаем.

— Очень многие журналисты говорят, что их работа — это образ жизни, она занимает практически все их время, в том числе и личное, свободное. А что вы можете сказать по этому поводу?

— Точно так же, ничем не отличаюсь от других. Одну неделю в месяц я — шеф-редактор, в остальное время — корреспондент и ведущая, тогда есть возможность заниматься творчеством, ездить на съемки, общаться с людьми. Шеф-редактор — это человек, который отвечает за картину дня, за информационную политику, руководит работой редакции. Я прихожу на работу в девять утра — и ухожу в девять вечера, посмотрев последний праймовый выпуск. То есть, меня нет дома двенадцать часов. Проснувшись утром, первым делом я захожу в социальные сети, на сайт МЧС, на сайт ГУВД — смотрю, что произошло за прошедшую ночь. Следующие недели я работаю как корреспондент, и съемка может быть как в 9 утра, так и в 12 часов ночи, я могу, например, поехать в аэропорт встречать какого-нибудь артиста; редакционное задание, которое получила, я выполняю беспрекословно. И большое спасибо моим родным, которые понимают и принимают меня и мою работу!

— Довольно часто, говоря о профессии журналиста, причисляют ее к опасным. Скажите, по вашему мнению и опыту, это действительно так?

— Да, она опасна. Расскажу про один случай, который уже стал легендарным в нашей редакции и попал на страницы многих изданий. В 2006 году мы поехали на съемки в Убинский район. Жители рассказали, что в местном заказнике вырубают лес. Приезжаем, «Успенская лесная дача». Находим так называемых «черных лесорубов». Мы подходим с включенной камерой, я с микрофоном. И один из лесорубов, увидев съемочную группу, берет топор и замахивается на нас. Было ли страшно? Да… За себя, за оборудование. Мы все это сняли, выдали в эфир. На следующий день звонок из прокуратуры. Лесоруба нашли, возбудили уголовное дело по статьям «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» и «Угроза убийством». Мужчину осудили и дали год условно. Поэтому, конечно, профессия опасная. Могут ударить, разбить камеру звонить после съемок, угрожать. Человек, которому нечего скрывать, он чист перед законом – не будет так реагировать…

— Как вы считаете, в журналистике необходимо профессиональное образование, или же основные навыки приходят с опытом?

— Как я уже говорила, по образованию я не журналист. Закончив СибАГС, я должна была работать каким-нибудь государственным служащим в администрации. На мой взгляд, нельзя научить человека быть журналистом, как нельзя научить рисовать, научить петь. Важно быть образованным. Немалую роль играют опыт и умения. Важнее умение общаться с людьми, владеть техническими средствами, уметь работать с текстом, уметь писать, и первей первого быть неравнодушным и эмоциональным.

— А у вас есть сейчас такой человек, на которого вы равняетесь в профессиональном плане, который является для вас образцом?

— Я писала дипломную работу по теме «Имидж телевизионного ведущего». Тогда для меня были кумирами Мария Лондон, Татьяна Миткова. Сейчас кумиров как таковых нет, но я уважаю всех коллег, особенно слежу за работой журналистов и ведущих нашего холдинга ВГТРК, каналов «Россия 1», «Россия 24».

— У вас есть множество наград с различных фестивалей, например, за специальные репортажи с актуальной тематикой. Чем для вас является участие и победа в такого рода фестивалях? Может быть, подтверждением полезности вашей деятельности?

— В том числе, да. Особенно награды федерального уровня, ведь это очень почетно — представлять свою компанию, свой канал на престижных всероссийских фестивалях. Для меня самые дорогие награды — за специальные репортажи. Это очень большая, очень глубокая работа, на которую уходят недели. Был сюжет «Продам почку» о женщине, которой нужны были деньги, чтобы рассчитаться по кредитам, сюжет про трансплантацию органов. Это к слову о полезности. Мы подняли большой пласт социальных проблем, и, надеюсь, хоть до кого-то смогли достучаться. Очень приятно и интересно участвовать и побеждать в таких конкурсах. Это и обмен опытом – помимо общения с коллегами, мы участвуем в мастер-классах, приезжают очень известные журналисты, в том числе иностранные, они рассказывают об особенностях своей работы. А потом мы собираемся с коллегами на планерках и делимся тем новым, что узнали.

— Мне кажется, когда вокруг столько событий, тем, людей, от этого очень сложно освободиться даже в нерабочее время — все равно будешь думать об этом, снова и снова прокручивать в голове и даже переживать…

— Да, ты права. Вот сейчас затронули эту тему, и я сразу вспомнила героев этих сюжетов, эту женщину. Мне интересно, что с ней сегодня, конечно, почку она не продаст, это запрещено законом; как она живет сейчас, нашла ли средства к существованию, рядом ли близкие люди, потому что у нее были самые тяжелые мысли, вплоть до самоубийства. Конечно, переживаешь за своих героев, хочется позвонить этим людям, но ты понимаешь, что ты в первую очередь журналист. А с журналистами, увы, часто случается эмоциональное выгорание. Можно просто сломаться, если пропускать все через себя. Важно понимать: профессия – это только часть жизни.

— И напоследок, что бы вы пожелали, посоветовали мне и всем ребятам, которые только начинают свой путь в журналистике?

— Любить свою профессию, любить людей, какими бы они ни были, развиваться и быть мобильными. Читать хорошие книги, особенно классику. Понимать, что время «говорящих голов» на телевидении прошло. Журналист должен знать все последние новости о событиях, происходящих в регионе, где живешь, в стране, в мире. Иметь на все свою точку зрения. Прислушиваться к опытным. Пришел в профессию — спроси совета. Худого не посоветуют, плохого не скажут, только направят. Не стоит думать, что будет все и сразу: вот я пришел в журналистику — и давайте мне первую полосу, давайте мне сюжет в прайме. Это, может, и будет, но не так скоро. Надо быть готовым пройти все ступени в профессии, хвататься за возможности, быть смелым. И выкладываться на все 100 процентов!

Подготовила Вероника Барашкова