Татьяна Морозова: «Умение писать новости — это талант»
Татьяна Морозова, корреспондент интернет-журнала «Сиб.фм», согласилась пообщаться и рассказать нам о профессии «журналист» и ее особенностях.
— Почему вы решили связать свою жизнь именно с журналистикой?
— Если честно, все получилось само собой. Я не была одной из тех ребят, которые точно знают, чего хотят, и даже не думала, что смогу поступить в университет. Поэтому сначала я поступила в Нархоз на связи с общественностью. Отучилась там два года и поняла, что мне не хватает знаний. Стало скучно, решила рискнуть и перевестись на истфак в НГУ, но там не срослось, и мне посоветовали попробовать свои силы на ФЖ. Как-то так я и стала журналистом.
— Вы работаете в интернет-СМИ. Как так сложилось?
— Помню, что, когда нас делили, очень многие пошли на телевидение и очень немногие — на радио, я выбрала золотую середину и пошла на печать. Не получается у меня сложных многоходовок, что, мол, «я решила так потому, что…», просто перед тобой стоит выбор, и в тот момент ты и принимаешь решение.
— Вы сами выбираете себе темы?
— Первую тему, конечно, мне дал редактор, помню, это было про необычные подарки к Новому году. Мне ее предложили, мол, попробуй. Материал, конечно, получился полурекламный, но после него мне позвонили и сказали: «Выходи в понедельник».
Редактор всегда предлагает какие-то темы, и ты их отрабатываешь, но у нас на «Сиб.фм» все было прекрасно в том отношении, что была возможность самому искать, публиковаться не только с тем, что хочет редакция, но и с тем, что интересно тебе самому. Я не прошла через испытания «неопубликованности»: по-моему, только один мой материал не вышел на «Сиб.фм», и то потому что потерялся. Только хвастаться тут нечем, конечно, мне наоборот кажется, что ты должен пройти сквозь все тернии этой профессии, а так — быстро начинаешь думать, что ты уже чего-то стоишь.
— Скажите, стоит ли на кого-то ориентироваться в журналистике, иметь пример для подражания?
— Гениальных мало, и сложно сказать, на кого стоит ориентироваться. Не думаю, что вообще стоит ориентироваться на кого-то. Нужно нарабатывать свой стиль. Сама я мало читаю новостные порталы или колонки современных журналистов, хотя знаю, что это плохо для меня как представителя профессии, тем не менее предпочитаю засесть с книжкой. Вообще никогда не считала, что ты обязан знать определенных людей или читать определенные журналы. Мне кажется, все гораздо проще. Но, если уж иметь пример для подражания, то пусть это будет Гиляровский и Кольцов.
— Отличались ли ваши представления о работе журналиста от действительности?
— Во время учебы я вообще мало понимала, что от меня потребуется в профессии — все же случилось очень быстро, и я, в первую очередь, ставила перед собой цель получить университетское образование, нежели профессию «журналист». Не было такого, чтобы я сразу знала, что, вот сейчас отучусь, пойду работать вот в это издание, год отработаю и поеду в Москву. Сначала голова была забита тем, как успевать сдавать по две сессии в семестр на втором курсе, чтобы успешно перевестись, а потом я просто получала удовольствие от учебы. Я вообще не надеялась, что пойду работать по профессии. Просто так получилось. И сейчас, проработав, думаю, что мне повезло, на самом деле попасть на «Сиб.фм» — звезды удачно сошлись.
— Существуют ли какие-то сложности, подводные камни в профессии?
— В «Сиб.фм» я поначалу писала еще и новости, помимо больших текстов. И вот тут я всегда страдала. Сам факт телефонного звонка человеку, который мало того, что тебя совершенно не знает, так и вообще не обязан с тобой разговаривать, то есть сама природа такого общения мне была неприятна всегда и до сих пор.
Но к этому можно привыкнуть. А потом, когда ты уже сидишь со всей этой информацией и понимаешь, что сейчас тебе нужно сделать ее очень маленькой, но очень емкой, правдивой и правильной и сделать все очень быстро — это просто ужас. Здесь нужно как-то мыслить иначе, не так, как я. Да и, наверное, чтобы писать новости, необходимо иметь талант. Ну, и, конечно, дело в опыте и набивании руки: мой же новостной редактор Петя Лохов оставил всякие попытки сделать из меня новостника.
С интервью тоже на первых порах было затруднительно. До сих пор, когда иду на встречу, меня немного трясет. Разговаривать с незнакомым человеком всегда сложно, ты же не знаешь, какой он, в каком сегодня настроении, а может, он вообще не любит девушек-журналистов или считает всех женщин глупыми. Но, стоит признать, что от интервью ты все равно получаешь море позитивных эмоций. Это такое сочетание дрожи и кайфа, да и мне на моем пути встречались исключительно хорошие и интересные люди.
— За время вашей работы были случаи, когда всё шло не так, как вы планировали?
— Не сказать, что не так, но вышло достаточно забавно и непривычно, когда я брала интервью у писателя Алексея Иванова в прошлом году. Я прописала себе вопросы, представила ход интервью. Но получилось не совсем по сценарию, в том смысле, что Иванов отвечал на поставленные вопросы четко, не распыляясь особо, как я сейчас — это большая редкость, обычно человек все равно уходит в дебри своих воспоминаний, ощущений. А у нас интервью продолжалось всего полчаса, и за это время Иванов успел интересно ответить на немалое количество вопросов, а все потому, что сознание у него чистое, он умеет выражать свои мысли. Когда мы вышли из гостиницы, фотограф, помню, усомнился, что у меня достаточно информации для полноценного текста, и я тоже немного засомневалась, ведь так быстро отстрелялись. Пришла домой, расшифровала. И это была самая лучшая расшифровка — мне не приходилось прослушивать бесконечные паузы или удалять лишнюю воду, да даже править ничего не пришлось: вот вопрос — вот ответ, ничего лишнего, хоть сразу в печать, идеальное интервью. В общем, сложность была только в том, что так быстро соображать, как это делал Иванов, я не могла.
— Как вы считаете, для журналиста обязательно специальное образование?
— Журналисту, я уверена, необходимо высшее образование, а какое: журналистское или филологическое — не так уж и важно. Ты можешь прийти в журналистику откуда-нибудь из науки и быть экспертом, вести свою колонку в научно-популярном журнале, было бы желание писать, говорить. Другой вопрос, что только специальное журналистское образование затачивает людей на их будущую профессию: учит писать, говорить, бегать с камерой, искать информацию и правильно с ней обращаться. Это, конечно, идеальная картина. Хотя, наверное, если у тебя талант и ты с ним умеешь обращаться, ты можешь не ходить на пары и еле окончить университет, и все равно станешь журналистом. У каждого своя голова на плечах, но я думаю образование должно быть вообще у любого человека, лишним не будет, уж это точно.
— Каким, по-вашему, должен быть профессиональный журналист?
— Журналист — это, с одной стороны, определенный набор профессиональных навыков, а с другой, твои интересы, твое любопытство, желание понять окружающий мир, видеть даже в обычных, казалось бы, людях, что-то интересное, желание рассказывать и делиться историями. Ну, и, конечно, журналист должен уметь писать новости.
Подготовила Кристина Тыщенко