Виллем Зимерс

Виллем Зимерс родился в г. Раудерфене 4 сентября 1969 г. В журналистику пришёл с дипломом политолога чуть менее двадцати лет назад. Последние десять лет занимает кресло редактора журнала “vitamin de” – издания для молодых людей, изучающих немецкий язык как иностранный.

Виллем, не могу не спросить – как погода в Англии?

О, ну конечно! Погода в Англии очень изменчива. На юге Бирмингема, где я живу, непросто с наводнениями, месяц назад был большой ураган, который прервал связь между Лемингтон Спа и Лондоном. Поэтому…

Поэтому, что же вас подвигло поселиться здесь?

Вы знаете, двести-триста лет назад здесь, в Лемингтон Спа не было ровным счётом ничего. Но со временем поселение разрасталось – здесь нашли минеральные воды. Так городок стал Spa-центром Англии, многие британцы приезжают сюда на каникулы. И потом, моя жена пишет свой PhD в Уорикском университете, который расположен неподалёку отсюда, в Ковентри.

Как долго вы планируете жить в Лемингтон Спа?

Зависит как раз от PhD, не знаю, сколько времени займёт исследование. Думаю, около трёх-четырёх лет.

А где вы работаете сейчас?

Я продолжаю работать в информационном журнале “vitamin de”. Я отдал ему десять лет, и сейчас мои обязанности ничем не отличаются от тех, которые я исполнял в омской редакции или в берлинской. Сижу с ноутбуком и готовлю все статьи для выпуска. Мне помогают несколько коллег. Ну и сам пишу, разумеется. Сколько лет этому журналу?

“vitamin de” выпускается уже 12-15 лет. Сейчас он выходит четыре раза в год, раз в квартал. Тираж – 30 000 экземпляров, распространяется в 88 странах мира.

У меня как раз вопрос о вашей работе. Скажите, трудно находить, готовить, адаптировать информацию о Германии для иностранцев?

Хмм, в начале работы было немного нелегко находить ту информацию, которая будет интересна молодым людям за границей. Тогда мы обсуждали эти вопросы с немецкими учителями, и они нам помогали.

Есть ли какие-то особенности работы в молодёжном журнале?

Главная особенность именно нашего журнала – у нас работают только немецкие журналисты. Если ты хочешь работать в нашей команде, ты должен либо быть немцем, либо жить в Германии долгое время – думаю, понятно, почему. И у нас есть юные партнёры – журналисты, которым около 20 лет. Ведь в нашем деле очень важно иметь прочную связь с аудиторией. Предположим, у нас работает пожилой журналист, ну около пятидесяти лет. Конечно, он может написать очень хорошо, но это будет другой язык, другие понятия о жизни, мнения, которые могут расходиться с мнениями читателей.

Виллем, “vitamin de” рассказывает о Германии через политические, исторические, экономические, социальные статьи. Какое из этих направлений вам ближе всего?

Я как редактор пишу о каждой из этих областей. Если вы откроете журнал, то увидите мои интервью и заметки на очень разные темы. Я готовлю материалы о Германии, молодёжи и её интересах: школа, университет, машины, театры, кино, прочие развлечения. Это должно быть полезно для парней, девушек, учеников, студентов и преподавателей – для всех.

Итак, давайте обратимся к вашему личному примеру. Расскажите, как вы решили стать журналистом?

Что ж, это решение приходит шаг за шагом. У меня не было чётко сформулированного плана с заголовком «Как стать журналистом». Вообще, после школы я хотел стать учителем, и я начал учиться в Ганновере. Через несколько лет я навестил свою сестру, которая жила в Берлине. О, это было волнительное, уникальное время, когда разрушили Берлинскую стену… И я решил переехать туда, чтобы чувствовать себя причастным к началу новой эры. В свете этих событий я начал изучать политологию, и во время обучения я обнаружил, что меня привлекает журналистика . В то же время я стал сотрудничать с небольшой газеткой в городке Науен. И это был мой первый журналистский опыт. Тогда я подумал: «Итак, мне это нравится, и у меня получается, я люблю читать и писать, особенно проводить исследования и общаться с людьми». По мне, если ты журналист, то должен понимать: на первом месте – исследование проблемы, а потом уже создание текста.

Как вы получили вашу первую работу в СМИ?

Когда я закончил учёбу в Берлине, я пошёл в газету “Berliner Morgenpost” ( «Утренняя Почта Берлина» — прим.корр.). Проработал там пару лет, но затем в газете случился некий… разлад, и я потерял работу. Тогда я открыл для себя Сибирь и “vitamin de” и сразу понял, что это тот проект, в котором я хочу работать – смесь журналистики и немецкого языка как иностранного.

Виллем, вы не изучали журналистику в университете. А образование политолога помогло вам в работе?

Конечно, очень помогло. С одной стороны, когда ты изучаешь журналистику в вузе, ты находишься в тесном контакте с разными отраслями профессии: телевидение, радио, печатные медиа, Интернет. Потом, узнаёшь много о технической стороне работы. Для меня составляет трудность разработать и провести радиоэфир — для этого нужны некие специальные знания, которые, однако, я могу получить, если захочу. Но политология стала весьма полезной, потому что я имею некое «оборудование» для моей поисковой и исследовательской деятельности в журналистике. И я понимаю несколько больше в политических перипетиях современности, имею представления о лидерах и т.д.

Вы работали в Германии, России, Италии, теперь в Великобритании. Скажите, есть ли разница между российскими и европейскими СМИ?

Да, есть, и большая. По моим наблюдениям, главная проблема российских медиа в том, что они поделены на две части: около 80% сегмента находится под сильным влиянием властей, и только 20% более-менее свободны. В большинстве случаев это относится и к большим медиахолдингам – многие из них работают на некую персону, которая снабжает их деньгами. Это плохо, потому что задача СМИ не в том, чтобы рекламировать власти и крупный бизнес. Я желаю российским медиа побольше свободы и объективности. Посмотрите на ситуацию в Украине, где каждая сторона конфликта, в том числе, российские стороны, гнут свою линию, пытаясь перекричать остальных. Но журналистика – это поиск разных точек зрения. Докопаться до истины очень трудно, но, изучая различные мнения и факты, ты приближаешься к этой цели.

Знаете, в сентябре в НГУ приезжал ваш коллега и соотечественник, Саша Лангенбах, бывший редактор “Berliner Kurier”. Мы беседовали о городской журналистике Берлина, и он сказал, что сейчас наметилась тенденция к сокращению штата редакции, уходу с рынка некоторых газет. Вы сами отмечали эти проблемы в Европе, в частности, в Англии?

Ксения, а какие ещё проблемы локальной журналистики он назвал?

Реклама, низкий интерес к газетам в принципе, доминирование федеральных СМИ.

Так это общие проблемы печатных медиа – как выжить. Тиражи падают, и редакции пытаются искать новые способы заработать. Сейчас на волне гаджет-мании потребители информации стараются поймать новые методы её распространения. Для нашего журнала мы делаем только печатную версию, потому что наши потребители сидят в школах, университетах и на языковых курсах. Там они больше используют печатную версию как источник текстов. Но мы всё равно должны быть готовы к выпуску онлайн-версии.

Более того, сейчас полным-полно различных приложений для гаджетов. В свете этой тенденции, тиражи печатных газет упали, но популярность онлайн-медиа возросла. В общем и целом, я полагаю, что через 10-15 лет наше будущее будет полностью цифровым. Вспомните о книгах. Взять, например, моего четырёхлетнего сына – сейчас он всё больше читает книги на планшете, и эти тенденции будут только усиливаться. Конечно, печатная продукция не исчезнет совсем, но её будет мало и она значительно подорожает, это очевидно. ТВ и радио будут укреплять свои позиции, поэтому написанное слово будет менее значимым, чем сказанное. Вопрос только в том, как зарабатывать деньги…

Кстати, про деньги. В России мы уже приблизились к онлайн-медиа, но большинство людей не хотят платить за информацию, которую они получают из Интернета. Как с этим обстоят дела в Европе?

Абсолютно так же. В первую очередь, все ищут, как говорят русские, халяву. Но постепенно люди станут понимать, что нужно платить за подобную продукцию. Для меня, в частности, не так страшно заплатить 50 пенни за книгу, которую хочет мой сын. PayPall или кредитные карты к вашим услугам. В принципе, люди понимают, что каждая статья – это труд журналиста, он потратил свои ресурсы, время, чтобы вы могли прочитать хороший материал. Поэтому, если хочешь читать – или плати, или рекламируй.

Окей, Виллем, последнее, что я хочу узнать – можете ли Вы дать несколько советов начинающим журналистам?

Конечно! Первая ступень – изучайте журналистику в университете. Это образование поможет максимально прочувствовать профессию, причём довольно быстро. Не знаю, как в России, но в Германии, если ты не хочешь идти на факультет, ты можешь пойти в одну из журналистских школ, которые финансируются крупными медиа компаниями – так тоже можно получить профессиональное образование. Вторая ступень – как можно раньше начинайте контактировать с газетами, ТВ-каналами, радиостанциями. Или PR-компаниями. У них всегда есть работа для молодых людей, и даже если они не будут платить, они научат работать. Третья ступень – постарайтесь участвовать в национальных и международных конференциях и конкурсах мастерства. Это поможет наладить связи с коллегами из разных стран и разных отраслей журналистики. И последнее – начинайте как можно скорее. Быстрый старт поможет построить успешную карьеру!

Беседовала Ксения Луговская