Больше, меньше, равно: социальная математика

Я часто захожу в свою родную гимназию № … Хотя, пожалуй, не буду называть ее. Не хочу, чтобы у читателей возникло ощущение, что описываемые здесь проблемы — специфика конкретной школы. Ведь подобное характерно для всех гимназий города, считающихся престижными.

Итак, я часто захожу в свою родную гимназию, где провела 11 лет жизни, чтобы занести учебники или попить чай с классной руководительницей. Иногда я невольно подслушиваю разговоры учеников у гардероба и вспоминаю заботы чудесных школьных лет.

— У моей мамы новый RangeRover, белый, ей папа подарил. Позырь, я сфотал, — гордо вещает мальчик лет 13.

— Ну и что? Моя мама на мерседесе ездит, — отвечает хвастуну школьник в курточке HugoBoss.

Девочка с планшетом в руках поддерживает разговор:

— А у Коли из «Б» класса даже телевизора дома нет, прикинь?

Заинтересовавшись разговором, я присела рядом и узнала, что в сентябре выйдет новый IPhone, а в ноябре у Машки день рождения, ей точно его подарят, а еще если играть в TempleRun более двух часов, то можно поставить рекорд, который открывает новые возможности в игре.

Темы разговоров этих малюток мало отличались от того, о чем беседовали старшеклассники, правда их еще волновали такие проблемы, как надвигающиеся ЕГЭ, куда пойти учиться и стоит ли сдавать экзамен на водительские права сразу после 18-летия. Хотя будущие абитуриенты обсуждали недавно анонсированные новинки техники и достаток родителей с меньшей злобой, чем ученики младшей школы.

— В моем классе родительский кошелек не имеет значения. Все равны, — с гордостью говорит 11-классница Саша Никитина.

Сейчас, будучи первокурсницей, я вспоминаю, что в моём классе было также. Возникает вопрос: почему дети, едва достигшие переходного возраста, так четко разделяют окружающих на тех, у кого есть планшет, а у кого нет?

— Чем младше дети, тем больше в них жестокости, помнишь, как в «Чучело» у Железнякова? А герои там как раз в шестом классе, — пытается развеять мое недоумение заслуженный учитель РФ Наталья Ивановна Ломакина. Она ведь еще на уроках нам говорила, что младший школьный возраст — это как раз то время, когда ученики борются за свое положение, а задача учителей научить детей быть доброжелательнее, терпимее, глядишь, к классу 9-ому и образуется сплочённый, дружный коллектив, без предвзятого о ком-либо мнения.

Оказалось, что формирование дружного класса – кропотливая работа всего педагогического коллектива. Вовремя похвалив рассеянного ребенка, можно поселить в нем желание учиться, развиваться. А групповые задания – прямой путь к умению работать в команде. Такие маленькие детали добавляют важные элементы в единый пазл ценностей ученика, основанных на материальном достатке.

Конечно же, заработок родителей не всегда играет лишь отрицательную роль. Ирина Петровна Савельева, учитель английского языка в школе №159, рассказала о том, что не все дети могут посещать дополнительные, платные занятия и это лишает их возможности развиваться на уровне остальных, тех, кто может себе это позвонить. А вот дети из более обеспеченных семей часто оказываются смышленее, потому что в них изначально много вложили мама и папа: дополнительные занятия, секции, репетиторы. Однако, в любом случае, это должно идти на пользу учебе, а не становиться очередным поводом похвастаться.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и социализации учебного процесса Светлана Геннадьевна Гальцова знает, как научить детей обращать внимание на внутренние достоинства, а не на финансовое положение семьи. Она рассказала о множестве фестивалей, ярмарок и конкурсов, которые проводятся в гимназии из года в год, чтобы дети могли проявлять себя со всех возможных сторон. И, правда, соревнования вроде «А, ну-ка, парни» или «На балу у Золушки» ориентированы только на творчество, интеллект и ловкость ребенка вне зависимости от других факторов, а во время акции по сбору макулатуры дети собирают «бумажки», чтобы полученные от них деньги отправить в детский дом. Гимназисты постоянно туда ездят, устраивают праздники и радуют ребят вниманием и подарками.

Всеми этими мероприятиями и акциями учителя стараются развить у школьников ощущение, что есть радости, которые нельзя купить за деньги. Кто-то это усваивает, а кто-то продолжает мериться машинами. За всеми, к сожалению, не уследишь.

— Ну, а что делать? Мы беседуем, общаемся с учениками на эту тему, объясняем, что если у одноклассника нет денег на колу, чипсы или игрушку, то он не прокаженный. Но не от нас одних это зависит. Нужно, чтобы и дома ребёнок слышал такие вещи, — с сожалением говорит педагог.

А ведь точно, одной школой в таком деле сыт не будешь. Характер ребенка складывается из поведения родителей и из слов, которые он слышит дома. В школу дети приносят не только домашнее задание, но и отношение к жизни, которое они видят в семье. А это не менее важно.

Учителя убедили меня, что в их силах сохранять некий баланс, обеспечивающий мирную жизнь детям разных социальных слоев, и если внимательно относится к ребенку, он не будет тыкать пальцем или кидать жвачку в того, кто не может себе эту жвачку позволить. Все-таки с возрастом приходит умение ценить вечные ценности. Поэтому в очередной раз покидая свою гимназию, я буду надеяться, что владельцы модной техники скоро перестанут ставить ее во главу угла своего отношения к людям.

Анна Понофидина